Bibika55 - Автомобильный портал

Ирод избиение младенцев. Избиение младенцев: значение фразеологизма, происхождение, синонимы. Ирод и младенцы

Избие́ние младе́нцев - эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к маленьким детям и вообще к беззащитным людям.

Это одно из очень трудных для Вселенской Церкви мест Писания. Церковь не может сказать, заявить, что это ложь, эпический вымысел евангелистов. Ибо если допустить, что великая ложь с самого начала вкралась в Священное Писание, то нет никакой гарантии, что последующие, так сказать, малые лжи будут проникать в него беспрепятственно. Так и остается проблема Вифлиемских младенцев неопределенной, нерешенной с богословской точки зрения.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.

ЕВАНГЕЛЬКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти - 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

МАТФЕЙ И ЛУКА. РАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСОСТЫКОВКИ
Евангелист Лука дает совершенно иную картину Рождества. Создается впечатление, что они пишут о совершенно разных событиях. И дело не в звезде, волхвах и пастухах. У Луки никакой астрологии, никакой звезды, тем более звездочетов-волхвов нет. Особенно разность в описании Рождества у Матфея, бросается в глаза при сопоставлении его с евангелистом Лукой. Лука, как и Матфей, тоже подробно описывает повеление о переписи, поездку в Вифлием, пещеру и рождение… но, дальше начинаются странные вещи. У Луки нет, ни малейшего намека на гонение Ирода. Нет, не то что избиения младенцев, нет никакой поездки в Египет… но, более того, евангелист Лука упоминает обрезание и даже паломничество(о, страх какой!) в самый центр, в Иерусалим, в Храм. Иисус, Иосиф, Мария находились на виду, прямо под носом у Ирода, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь.

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЛУКА ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ?
Апостол и евангелист Лука, самый плодовитый, вернее сказать - плодотворный в описании мельчайших подробностей писатель. Недаром он еще и художник, человек, тщательно, работающий над образами и мельчайшими деталями в них. По объему текстов Лука наибольше всех потрудился и написал. Вы удивитесь сказанному: он написал в Новом Завете по общему объему текста больше, чем апостол Павел. Удивительно, но это так. Евангелия 24 главы, а Деяяния аж 28 глав! Апостольских посланий всего 14. И посему очень странно и удивления достойно, что описывая Рождество, вопиюще-кричащая драма избиения младенцев, потрясшая без сомнения Израиль, прошла мимо его детального взора, осталась им незамеченной, так сказать, легкомысленно намеренно проигнорированной? А такая, тоже не менее важная деталь, как бегство в Египет, у Луки богоглаголивого, тоже опущена, пропущена. Странно, очень странно...

В истории человечества, так устроена наша психика, мирные дни, такого же мирного созидательного жительства не запоминаются. Запоминается жестокость! Летописцы описывают войны, истребления, резню людей, страшные природные катаклизмы и прочие потрясения. Жестокость запоминается надолго, доброденствие же не оставляет по себе мало записей и естественно следа...

Такое событие без сомнения потрясло бы не только Израиль, но и всю Римскую империю... ого-го, резня младенцев! «Римское право», в лице прокуратора-консула, вряд ли не отреагировало бы на такое вопиющее беззаконие. Заговорили бы летописцы историки. Однако, молчит, как в рот воды набрал, серьезнейший историк Иосиф Флавий, составивший очень подробное жизнеописание Ирода Великого, и если гражданские историки для нас не авторитет, но так, молчит и, церковный собрат по Писанию - евангелист Лука, описывающий очень детально подробности Рождества? Почему молчит Лука?

АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ.
Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии Иакова, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет небесный светил им там, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

БОГОСЛОВСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ.
Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

СКОЛЬКО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО УБИТО МЛАДЕНЦЕВ?
Церковное предание и тут не отличилось единообразием, указывая различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской - аж 64 тысячи.

Противники большого количества убитых младенцев обычно делают акцент на том, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек. Это была маленькая деревушка под Иерусалимом. Соответственно, при рождаемости там даже 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Сторонники большого количества убитых младенцев ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии предполагая, что жертв было гораздо больше. Также некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения. Следовательно, маленькая деревушка Вифлием была переполнена, и им нашлось место только в хлеву. Встает последующий интересный вопрос: известны ли в мировой практике переписи населения, что бы писцы совершающие перепись не шли к людям, но наоборот, люди, дабы переписаться, шли к писцам? Причем, на перепись шли не в Иерусалим, столицу, духовный, административный и политический центр, но что бы писцы заседали, где то в деревне под Иерусалимом? Известны ли случаи, что бы жители, для учетной записи, всего лишь в одну строку(для галочки), срывались с места проживания и отправлялись в неблизкий путь, да еще с беременными женщинами на сносях? Вопросы, и вопросы…

В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4).

СОМНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧНОСТЬ.
Предание об избиении младенцев отсутствует в реальных исторических античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода - труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» - не содержит малейших упоминаний о резне младенцев в Вифлееме.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история - придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]». Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста - представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАМЯТИ
Считался одним из самых несчастных дней в году. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Нам, верующим христианам, остается лишь смиренно пленять свой разум в послушание Божественному Промыслу, надеяться, верить и любить. Вся возможно верующему. Верою бо ходим, а не знанием. Мы, верующие, смиренно благоговеем перед вечной Тайной Бога, надеемся, что когда то, мы узнаем истину и все несостыкующиеся исторические факты о Рождестве, образуются, придут в порядок и станут на свои места.

Текст составлен по материалам Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Избиение_младенцев

ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ
1.Вифлеемские младенцы защитят наших детей // Правда.ру, 11.01.2011
2.День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских // РИА Новости, 28.12.2009
3.Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8.
4.Протоевангелие Иакова. XXII
5.Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея
6.Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея
7.Иер. 31:15
8.Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки
9.Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85
10.Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172-175
11.Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 "Romans, Herodians and Jewish sects, " p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88
12.Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource).
13. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
14.Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
15.Перейти к:1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104-121.
16.Избиение младенцев (день избиения младенцев)

Мы смотрим на баптистерий в Пизе, здание, заложенное в середине XII в. Оно расположено в одном из известных мест, которое вы могли видеть. Здесь же стоит падающая Пизанская башня. Да, именно. Знаменитая Пизанская башня на самом деле - колокольня собора. Это здание, баптистерий, стоит перед собором. Так обычно и располагались здания в итальянских городах Позднего Средневековья. Собор с баптистерием перед ним означает некий религиозный и гражданский центр города. Например, мы видим то же самое в Флоренции. Да. И здесь мы видим ту же схему расположения. Баптистерии были особенно важными зданиями. Именно здесь крестили детей. Это имело огромное значение в этих городах, где жизнь определялась христианской верой и обрядами. А здесь, в этом месте, каждого человека через обряд крещения вводили в христианское сообщество города. Поэтому понятно, почему правительство города активно украшало именно это место. Обычно эти места были очень богато украшены, за ними ухаживали, относились с большим вниманием. Это было важно для таких городов. Отлично, давайте зайдём. С архитектурной точки зрения это Средневековье, верно? Зайдя внутрь, мы видим... Внутри мы видим то, что предвосхищает радикальные изменения, в чём-то даже революционные. Это видно при взгляде на конструкцию внутри баптистерия. Это кафедра авторства Никколо Пизано в баптистерии Пизы, законченном примерно к 1260 году. Именно на кафедре стоял священник во время проповеди. Да. Нужно было подняться на кафедру, и эти рельефы - по сути невысокая стенка. Здесь орёл поддерживает небольшую полку, куда можно положить книгу или другой текст для чтения проповеди священником. Так что все могли его видеть и слышать. Мы видим разноцветные колонны с капителями. Над капителями изображены добродетели. А выше здесь мы видим другие рельефы, сюжетные рельефы, показывающие эпизоды из жизни Христа. Они разделены маленькими колоннами. Хочу обратить ваше внимание на очень интересную фигуру Стойкости. Это одна из добродетелей. Одна из добродетелей на капители, под рельефами. Это стойкость, сила. Мы видим аллегорическую фигуру, представляющую эту добродетель - стойкость. Эта фигура очень интересна, она отражает изменения, открывает новую тенденцию. На самом деле, она уже не похожа на средневековую скульптуру. Именно. Не слишком похоже на романский стиль. Это определённо и не готический стиль. Но что это такое? Очень сильное влияние античной классики, с точки зрения внешнего вида и значения. Конечно, мускулистая атлетическая фигура - логичное представление стойкости и силы. Дальше можно предположить, кого представляет эта фигура: на его левую руку намотана львиная шкура, а на правом плече он держит львёнка. Это позволяет нам узнать в этой обнажённой атлетической, мускулистой фигуре Геракла, или Геркулеса, греческого и римского мифологического персонажа, полубога, известного за свою силу. В одно и то же время это античный персонаж, изображённый в античном стиле, и символ христианской добродетели. Правильно. Это христианская добродетель силы и стойкости, воплощённая в античном герое Геракле. Соответственно, значение у неё античное. Как вы сказали, он и выглядит в античном стиле. Удивительно. Возможно, проще всего это увидеть в сравнении с настоящей античной скульптурой. Здесь мы видим изображение Стойкости авторства Никколо Пизано в сравнении с «Диадуменом» - античной скульптурой, вероятно созданной Поликлетом, её мраморной версией. Можно видеть, в чём Никколо Пизано явно подражал античной скульптуре, существовавшей за века до него. Какие элементы копировал, как она повлияла на его работу? Сходство поразительно. Они оба стоят в контрапосте. Да. Они выглядят очень расслабленно и естественно в своих позах. Очень много внимания уделяется анатомии человека, мышцам тела, своего рода натурализму тела. Да. Корпус несколько скручен, смотрит в разных направлениях. Бёдра повёрнуты. Плечи повёрнуты. Здесь есть натурализм в этом внимании к мускулатуре, к положению корпуса. И обратите внимание: скульптура Никколо Пизано хотя и соединена с кафедрой, по сути она существует отдельно. Ощущение, что он может сойти с кафедры. Именно. Мы видим здесь античную с виду фигуру, и тема тоже характерна для античности, потому что здесь действительно изображён Геракл. Это очень важно, потому что на протяжении Средних веков до этого самого момента можно иногда встретить фигуры, в которых иногда угадывается влияние античности. Но обычно они сильно отличаются по смыслу от любого античного значения. Это один из первых в этом периоде примеров некоего воссоединения античной формы с античным значением, хотя в конечном итоге это изображение христианской добродетели на очень христианском объекте внутри крайне христианского здания. Здесь мы видим растущий интерес, своего рода влияние и открытие античной классики заново в разных формах. Верно. В подтверждение давайте сравним какую-нибудь готическую скульптуру с античной. Вот примеры скульптурной готики. С западного входа в Шартрский собор, который был основан в середине XII в., примерно в то же время, когда строился баптистерий в Пизе, когда создавались эти скульптуры; немного раньше создания кафедры Никколо Пизано. И далеко отсюда, в Париже. Да, далеко. Мы покажем разные школы скульптуры, существовавшие примерно в одно и то же время. Возможно, вы знаете, что для готики характерны очень статичные, вытянутые, стилизованные фигуры, намеренно далёкие от любого натурализма, с повторяющимися складками тканей, с лицами без индивидуальности, с одинаковыми жестами. Это фигуры, не существующие отдельно от фона. Их пропорции и их внешний вид диктуются готической конструкцией, которую они украшают. Посмотрите на их ноги. Они просто не могут стоять. Не похоже, чтобы они стояли на чём-то, чтобы они с какой-то степенью достоверности взаимодействовали с миром вокруг них. Не контрапост. Не контрапост. По сравнению с фигурой Никколо Пизано это другая эпоха. Видно, как решительно он отходит от подобной готической традиции и от других традиций средневекового романского стиля. Посмотрим на верхнюю часть кафедры, можно видеть нашего друга. Стойкость, вот здесь. Эти рельефы, как мы сказали, представляют сюжеты или моменты жизни и смерти Христа. Например, в этой сцене выше и правее Стойкости показаны Дары Волхвов, трёх царей, пришедших поклониться новорожденному Христу и Деве Марии, вот она сидит в кресле. Здесь мы видим античную эстетику, отход от романского и готического стилей, которые тоже заметны в этих рельефах. Безусловно. Монументальные, тяжёлые фигуры... Крупные складки тканей. Очень тяжёлые, в чём-то натуралистичные складки тканей, которые создают... Отличаются от линий драпировок в готике. Есть некоторые повторы. Есть и некоторая стилизация. Но можно видеть, что это определённо отход от этих стилей под сильным влиянием античной классики. Это неудивительно для пизанцев, которые пользовались этим объектом, видели его, когда он только был создан. Почему? Потому что у этого города очень богатое античное наследие. Пиза была основана древними римлянами. Средневековые пизанцы об этом знали. Наследие этой античной классики окружало их везде, куда ни взгляни. Их окружало множество примеров античной скульптуры. Один из примеров - саркофаг, украшенный резьбой гроб, который тогда был и сейчас остаётся в Пизе. Было очень много таких фрагментов и предметов, некоторые из них даже включили в средневековые стены и здания города, и ощущение, что античная классика создаёт фактуру и характер Пизы, было очень явным. Но её почти не замечали долгое время, а теперь открывали заново. Теперь они чувствовали, что они могут восстановить связь с этим античным наследием и историей. Конкретно этот саркофаг - особенно в связи с рельефами, на которые мы только что смотрели, важен тем, что фигуры здесь довольно крупные. Они занимают стены саркофага на всю высоту, совсем как более поздние рельефы Никколо Пизано. Этот обнажённый стоящий атлет очень, очень похож на фигуру Стойкости, так что эта фигура могла повлиять на создание той. Мы видим сидящую женщину, которая, хотя и сидит, занимает всю высоту рельефа так же, как Дева Мария в «Дарах Волхвов», на которую мы только что смотрели. Может, именно на этот пример ориентировался Никколо Пизано. Он находится очень близко - на кладбище Кампосанто, всего в нескольких метрах от Баптистерия. Здесь мы видим реальное влияние античности. Фамилия Никколо Пизано означает «пизанец», но на самом деле он не из Пизы. Вероятно, он с юга Италии, может быть, связан с двором императора Священной Римской Империи, Фредерика Второго, который интересовался античностью и покровительствовал её возрождению. Возможно, художник под влиянием этого факта биографии приходит в Пизу, видит город с богатым античным наследием, людей, открытых такого рода связям времён, и на этой почве расцветают новые формы. Логично. У Никколо был сын, его звали Джованни. Они вместе работали над рядом проектов. Около 1300 г. Джованни Пизано открывает собственную мастерскую и работает над своими проектами. Вот это один из них. Это кафедра из церкви Сант-Андрэа в Пистойе, созданная в 1301 году. Её автор Джованни Пизано. По сути структура та же. Есть цветные мраморные колонны с капителями, аллегорические фигуры на капителях под рельефами, которые образуют низкие стенки кафедры. Одно отличие сразу бросается в глаза: в углах между рельефами вместо маленьких колонн стоят фигуры. Это создаёт ощущение большей слитности и связи между отдельными рельефами, здесь они не отделены так чётко этими рамками, как мы видели в работе его отца, сорока годами ранее. Там мы видели колонны на этих местах. Хочу обратить внимание на одну деталь этой кафедры: рельеф, который мы видим наверху - «Избиение младенцев». Здесь показан эпизод из Нового Завета, когда Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме, после того как узнал о рождении Христа. Что это новый человек, который принесёт великие изменения, не нужные Ироду и он приказывает совершить это убийство. И здесь мы видим эту очень эмоционально тяжёлую сцену, где римские солдаты убивают детей. И матери. Их матери, как мы видим здесь, пытаются защитить их или оплакивают их мёртвые тела. Или отводят глаза. Отводят глаза, убегают. Солдаты с ножами в руках, режущие младенцев. Женщины, закрывающие лица. Вот Ирод даёт приказ. В некоторых аспектах скульптуры Джованни Пизано продолжают работы его отца. Есть этот натурализм, зарождение которого мы видели раньше. Есть классицизм, особенно в некоторых других элементах кафедры. Но что более явно отличает скульптуры Джованни Пизано от начала XIV в., это, конечно, растущий интерес к передаче эмоций. Это живое, в чём-то экспрессионистское изображение чувств, которые вызывает эта ужасная сцена, на которую мы смотрим. Она захватывает зрителя. Через их жесты, их мимику. Именно. Это основной инструмент для него и других художников того периода: использование жестов и мимики, чтобы максимально выразительно рассказать историю. Конечно, это ещё один признак отхода от Средневековья, от этих невыразительных лиц готики. Особенно с точки зрения объединения таких выражений, таких эмоций с натурализмом. Потому что в готическом искусстве иногда можно встретить что-то очень страшное и яростное, но при этом очень стилизованное. Здесь мы видим своего рода натуралистичное изображение, т. е. натуралистичное с позиции физической формы, с точки зрения психологической выразительности. Интересно, что это происходит в первые годы XIV в., в то же время, когда Джотто делает абсолютно то же самое в своих картинах. Subtitles by the Amara.org community

Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода,… … Православная энциклопедия

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 2, ст. 1 6, 16) повествуется о том, что царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) приказал умертвить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, после того, как волхвы сказали ему, что один из них Иисус, будущий царь… … Словарь крылатых слов и выражений

ИЗБИЕНИЕ, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 расправа (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ - что Лёгкая победа или расправа над более слабым противником. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых одним делом или общими интересами лиц (Х) в каком л. единоборстве, спортивном состязании, дискуссии, споре и т. д. (p), значительно… … Фразеологический словарь русского языка

Избиение младенцев - Ирон. Жестокая массовая расправа над невинными, беззащитными людьми; применение чрезмерно строгих мер по отношению ко многим людям. Если Русанов глубоко убеждён в том, что, производя в своём ведомстве это постоянное избиение младенцев (отдачу под … Фразеологический словарь русского литературного языка

См. Вифлеемское избиение младенцев … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (иноск. иронич.) коренное истребление (преследование) чего либо (намек на избиение младенцев в Вифлееме) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избиение младенцев - шутл. О чрезмерных строгостях, о суровых требованиях, предъявляемых к людям молодым, неопытным (от евангельского рассказа об истреблении царём Иродом младенцев в Вифлееме) … Словарь многих выражений

Избіеніе младенцевъ (иноск. ирон.) коренное истребленіе (преслѣдованіе) чего либо (намекъ на избіеніе младенцевъ въ Виѳлеемѣ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • , Щеголев Александр Геннадьевич. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…
  • Зона Посещения. Избиение младенцев , Александр Щеголев. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…

Всё разнообразие фразеологизмов невозможно описать словами. Языковеды насчитывают примерно полторы тысячи подобных выражений. В народе их называют и крылатыми фразами, и афоризмами, и даже пословицами.

Видный российский критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский называл фразеологизмы "лицом" русского языка, его неповторимыми инструментами, а также культурным богатством народа.

В этой статье мы познакомим вас таким русским выражением, как "избиение младенцев". Также мы подберём синонимы, чтобы вы могли заменить эту фразу на сходную по смыслу.

Что такое фразеологизм?

Этим словом лингвисты называют зафиксированные в русском языке выражения. От простых словосочетаний их отличают по ряду признаков. Этих признаков много, но мы расскажем вам о самом важном - о целостности.

Что это такое? Под этим словом языковеды подразумевают способность фразеологизма выполнять свою функцию (передача смысла) только при том условии, что все слова в составе него, грубо говоря, на своих местах.

Убедимся на примере. В русском языке мы знаем фразеологизм "валять Ваньку", который означает "бездельничать".

Давным-давно на Руси это выражение употребляли в прямом смысле. "Ванька" - это неваляшка, которую дети "валяли" играючи. Гораздо позже это выражение превратилось во фразеологизм, который имел значение "бездельничать", основанное на метафоре. Теперь смысл фразы можно узнать из словарей, так образность её "стёрлась" за столько лет.

Фразеологизмами мы называем зафиксированные выражения, несущие один смысл и отражающие культуру какого-либо языка.

Виды

Устойчивые выражения языковеды делят на три типа. Грани между ними довольно размытые, что обусловлено сложностью этого языкового феномена.

Первый тип фразеологизмов - сращения. Их так называют, потому что слова в них крепко связаны. "Валять Ваньку" - пример сращения. Второй тип фразеологизмов - единства. Здесь компоненты можно разбавлять местоимениями, прилагательными, служебными словами и пр. Фразеологизмы сохраняют образность. Примером единства является фраза "попасть на (чью-то / твою / мою / мошенническую) удочку". И, наконец, третий тип - сочетания. В них слова ведут себя свободно, их можно и разбавлять, и видоизменять. Пример сочетания -

Значение

Фразеологизм "избиение младенцев" относится к группе единств. Образность этого выражения сохраняется, значит, мы можем самостоятельно догадаться о его смысле.

Одно из значений фразеологизма "избиение младенцев" - это лёгкая победа. Так говорят о состязаниях, в которых силы соперников не равны, и один быстро одолевает другого.

Второе значение фразеологизма "избиение младенцев" - это жестокое обращение по отношению к слабым, иногда даже расправа. Так говорят, если беззащитных людей притесняют, применяя силу.

Происхождение

Фразеологизм "избиение младенцев" появился благодаря евангельской легенде. В этом библейском рассказе идёт речь об иудейском царе Ироде, который испугался потерять власть и приказал жрецам найти новорожденного Иисуса. Именно этому мальчику пророчили стать новым государем. Волхвы должны были прийти к нему для поклонения, а затем доложить Ироду о нахождении младенца. Но жрецы ослушались царя и не стали ему рассказывать, где находился Иисус.

Разгневанный властитель, оставшись с носом, приказал умертвить всех вифлеемских новорождённых. Под словом "избиение" подразумевалось тогда именно убийство, а вот в наше время эти слова имеют разный смысл.

Таким образом, первоначальное значение фразеологизма "избиение младенцев" - это антигуманное отношение к детям. Вскоре круг лиц, подверженных жестокости, расширился. Фразеологизм стал означать антигуманность по отношению ко всем беззащитным людям.

В связи с развитием общества и уменьшением насилия в мире фразеологизм принял более мягкий оттенок значения (лёгкая победа).

Синонимы

"Избиение младенцев" заменяется словом "расправа". Оно имеет более негативный оттенок, нежели сам фразеологизм.

Так как это литературное выражение, подобрать прямой синоним к нему нельзя. Однако в значении "жестокость" есть следующие фразеологизмы:

  • "Шкуру спустить". Такое обещание дают в гневе. Его значение - обойтись жестоко, грубо.
  • "Задать трёпку". Тоже проявление жёсткости. Эту фразу чаще употребляют родители по отношению к непослушным детям.
  • "Дать - буквально выпороть или сильно отругать.

14 000 МЛАДЕНЦЕВ,
ОТ ИРОДА В ВИФЛЕЕМЕ ИЗБИЕННЫХ

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф.2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама — это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев . Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

"Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься... (Мф. 20:23) .

Похожие публикации