Bibika55 - Автомобильный портал

Занимательная биология. Биологические загадки, игры, викторины, КВН. Уроки биологии. Внеклассная работа по биологии. Дидактические игры на уроках биологии и химии Урок в игровой форме по биологии

Урок-игра по биологии. 5 класс

«Занимательная биология» (внеурочная деятельность по биологии)

Цели:

  • обобщить знания детей о характерных признаках живой и неживой природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Технологии: игровая, проблемно-диалогическая

Ход урока

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным уголкам природы.

Путешествие ваше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между тремя командами. Чтобы узнать, кто в какой будет команде, проведем считалочку «шишки, желуди, орехи». Итак, команда «Шишки» занимает место за 1 столом, «желуди» - за 2, «орехи» - за 3.

Наше путешествие пройдет по двум маршрутам: маршрут "Зеленый друг" и маршрут "Царство зверей и птиц". Начинаем с разминки.

І МАРШРУТ "ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ"

Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные )

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ.

Команде "Шишки": Листья каких растений краснеют? (Рябина, осина, клен )

Команде "Желуди": Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? Растут ли они у нас? (Брусника, клюква )

Команде "Орехи": Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Хвойные деревья имеют листья в виде иголок, они называются хвоинками. В отличие от лиственных деревьев осенью хвойные деревья не сбрасывают хвоинки. Хвоинки тоже являются листьями. )

Команде "Шишки": В каком лесу темнее: еловом или сосновом? (В еловом лесу темнее, чем в сосновом лесу. У ели много веток, густая хвоя. Ветви почти не пропускают солнечных лучей. В сосновом лесу светлее. Крона сосен редкая и расположена высоко .)

Команде "Желуди": Где растёт лиственница, и чем её отличие от других хвойных деревьев? (Лиственница растёт в сибирской тайге. Лиственница - это хвойное дерево, но не вечнозелёное в отличие от ели и сосны. Каждую осень лиственница сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые .)

Команде "Орехи": В какой природной зоне растут эти растения: морошка, голубика, брусника? (Морошка, голубика, брусника растут в тундре. Все эти растения относятся к ягодам .)

Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение?

Послушайте стихотворение. Цветок. А.Викторов.

Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял.

Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет.

ІІ МАРШРУТ "ЦАРСТВО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ"

Лес - это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы.

1. Послушайте и скажите, о каких зверьках идет речь?

С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Один живет в лесу, другой - в домашних условиях. Питаются травой, молодыми веточками. Но одному из них чаще достается морковь, сено, вареный картофель. (Заяц и кролик ). 2. Эстафета "Кто быстрее?"

За 1 минуту команды должны написать названия: 1-я команда домашних животных, 2-я команда - диких, 3-я команда - птиц.

3. Музыкальная пауза "Мы запели песенку"

На экране будут появляться рисунки, которые изображают объекты природы. Вы должны быстро вспомнить песенку на тему рисунка (кузнечик, елочка, солнышко, медведь, береза, облака ).

4. Угадай-ка «Звуки птиц»

Каждая команда по очереди прослушает 3 звука птиц, задача угадать их название.

1 команда - сова (филин), воробей, ворона

2 команда - гусь, дятел, кукушка

3 команда - чайка, петух, голубь

5. Конкурс капитанов

1-ому капитану: Обозначить части растений. 2-ому капитану: Назвать свойства снега и льда. 3-ему капитану: Назвать предметы природы: шкаф, солнце, стекло, обувь, воздух, сыр, береза, заяц, машина, дождь.

Учитель: Пройдя по тропам Природы на уроках природоведения и сегодня на уроке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Вспомним правила поведения.

Каждой команде раздаются листы и фломастеры, за 1 минуту написать правила поведения в лесу.

Эти правила надо не только знать, но и выполнять. В лесу человек - гость. И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный.

6. Блиц-турнир "это все мы проходили" Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

    Какие животные спят зимой?

    Назовите два лиственных дерева.

    Где следует прикреплять уличный термометр?

    Что вниз вершиной растет?

    Какие растения названы именами людей?

    Назовите два комнатных растения.

    Человек, охраняющий лес.

    Детеныш козы.

    Капельки влаги на траве.

    Назовите 2 предмета неживой природы.

    Заяц никаких запасов не делает. Почему?

    Назовите 2 съедобных гриба.

    Как называют птиц, которые возвращаются весной?

    Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

    Рефлексия .

    Синквейн

    1 строка - существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока

    2 строка - 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке

    3 строка - 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))

    4 строка - фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам

    5 строка - существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)

Спасибо за творческую и плодотворную работу на у

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе ,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук )

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое - это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол )

Называем так домишко,

Хлам где всякий и дровишки.

Буквам место изменить -

Будет рыбка в море плыть.

(Сарай - сайра )

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш )

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом.

(Конёк )

Первый - большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары - второй ,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий .

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф )

С «Б » - он в атаку солдат поднимает,

В дальней Австралии с «В » обитает.

(Комбат - вомбат )

С буквой «Р » - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х » - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

(Р обот - хобот )

С первой «С » - огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш » - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

(Страус - Ш траус)

C «Г » - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г » - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр - тир)

С «Л » - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С » - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

НА СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей , которые из них «убежали».

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери : гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл,

баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

НА СОДЕРЖАНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ

С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.

Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

(Череда)

Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

(Чехлик)

Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

(Узел)

Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

(Рубец)

Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

(Бархотка)

Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.

(Борец)

Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.

(Мушки)

Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.

(Коромысло)

Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.

(Грифон)

Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.

(Водолаз)

Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.

(Тур)

Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.

(Секрет)

Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.

(Телескоп)

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

(Клетка)

Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.

(Немки)

Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.

(Вахта)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.

(Юла)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.

(Волчок)

Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.

(Шип)

Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.

(Перевязка)

Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.

(Топорик)

Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.

(Портниха)

Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.

(Кабачок)

Не только шоколадные конфеты, но и грибы.

(Трюфели)

Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.

(Стопа)

Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.

(Таз)

Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.

(Лопатка)

Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.

ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

У кого есть язык (язычок) , но нет рта ?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

У кого есть горлышко , но нет шейки ?

(У бутылки, у графина)

У кого есть зубы , но нет языка и рта ?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

У кого есть ушко , но нет головы ?

(У иголки)

У кого есть кисти , но нет рук ?

(У винограда, у рябины)

У кого есть спинка , но нет животика ?

(У стула, у дивана)

У кого есть ножки , но нет ручек и головы ?

(У стола, у табуреток, у дивана)

У кого есть ручки , но нет ножек ?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

У кого есть нос (носик) , но нет лица ?

(У корабля, у чайника)

У кого есть лицо , но нет головы ?

(У ткани, у одежды)

У кого есть рёбра , но нет позвоночника ?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

У кого есть головка , но нет волос, ручек и ножек ?

(У спички, у булавки, у луковицы)

У кого есть почки , но нет желудка и печени ?

(У дерева)

У кого есть косточки , но нет скелета ?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

У кого голос есть, а головы и тела нет?

(У эха)

У кого нет ни кулаков , ни бицепсов , а любого силача с ног свалит?

(У сна)

Из какой чашечки невозможно пить?

(Из коленной чашечки)

Кто без языка говорит и поёт?

(Радио, магнитофон)

Кто бежит без ног ?

(Река, ручей, время)

Без рук , без ног , а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?

(Ветер)

Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?

(Облака)

Кто без глаз , а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

Кто не имеет ни лёгких , ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

У кого есть усы , но нет лица ?

(У клубники, огурцов, кабачков)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

Как правильно: пя тнистый пя тон или пи тнистый пи тон?

(Правильно писать пя тнистый пи тон.)

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

(С точкой - ласточка )

Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?

(Курица - Куда? )

Какого рода кольраби?

(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

Название какой змеи может быть наречием?

(Уж)

Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?

(Попугай)

Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

(Летающих насекомых - рой.)

Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?

(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?

(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)

Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?

(Если хотите написать название животного-грызуна , то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?

(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка . Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

Правильно ли написано слово «тели фон»?

(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)

Правильно ли написано слово «каретт а»?

(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)

Вы, наверное, замечали, что в ходе занятий с репетитором наступает момент, когда ваши методы и приемы, как бы вы не старались, уже не так мотивируют и вдохновляют ученика, на занятии он сонный и не хочет ничего делать. Предлагаю вам немного разнообразить деятельность на уроках, а именно использовать подвижные игры.

Как это правильно сделать, если ваши ученики подростки? Очень просто! Совместите игровой момент с обучающим — двух зайцев сразу!

Применение подвижных игр на уроках биологии

В своей практике я больше работала с подростками, которые, как вы понимаете, не очень-то любят всякого рода игры (компьютерные не в счет). Они считают, что слишком взрослые для подобных развлечений, тем более с учителем.

Согласитесь, просто поиграть в мячик для старших школьников уже «не прокатит», да и платят вам за теоретические занятия, а не за игру. Я вам покажу на примерах, как можно заинтересовать ученика выполнять упражнения, да и еще учить при этом предмет.

Особенно хорошо удавались игры на уроках биологии: темы о животных и растениях, анатомии человека всегда вызывают живой интерес у ребят.

Очень хорошо работают такие приемы для кинестетиков, они любят подвигаться, и в то же время так лучше запоминают материал.

На своих уроках я часто применяла такие методы, даже на индивидуальных занятиях. Если ребенок не очень легок на подъем, можно обойтись карточками. Все равно игра переключает внимание с одного вида деятельности на другой, так легче один и тот же материал подать в более интересной форме.

Ценность подвижных игр

Давайте рассмотрим, в чем же состоит смысл таких упражнений для школьников на занятиях у репетитора:

  • Двигательная активность

Сидеть полтора часа подряд на одном месте и слушать скучный рассказ учителя? — нет уж, лучше поиграем и подвигаемся!

  • Разнообразие деятельности

Однообразие деятельности всегда снижает внимание и желание работать. Примените подвижные игры и вы увидите, как улучшиться успеваемость ваших учеников.

  • Индивидуальный подход

Каждый ученик в такой деятельности может проявить себя, даже если он и не самый сообразительный, зато может быть самым ловким и быстрым.

  • Всестороннее развитие

Разностороннее развитие ученика — это ли не залог успешного урока? В таких играх ребенок раскрывает свои скрытые таланты и развивает эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.

  • Внедрение знаний в практику

С применением таких игр любые, даже самые сложные термины и понятия сразу кажутся элементарными. Конечно, ведь они — элемент игры!

  • Повышение интереса к занятиям

Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они имеют большую ценность в дополнительных занятиях с детьми. Такой урок запомниться всем участникам надолго.

  • Ситуация WIN

В любой игре будут победители, а это очень мотивирует. Дайте ученикам возможность победить, пусть будет несколько номинаций («Самый быстрый «, «Эрудит», «Мистер Смекалка»). Соревновательный момент — залог успешной игры.

Приемы для подвижных игр

«Шаг вперед!»

Предложите ученику сделать несколько шагов (5-7) по аудитории, на каждый шаг нужно называть определенные термины или их последовательность.

Например, так очень легко заучить последовательность таксонов в классификации животных (Царство-Тип-Класс-Отряд-Семейство-Род-Вид), где надо слова называть четко по порядку. Потом можно усложнить и добавлять к таксонам еще и пример для определенного животного.

«Я знаю пять …»

Похожий принцип работы с мячом.

Например, ученик, набивая мяч, говорит: «Я знаю пять деревьев смешанного леса: дуб — раз, сосна — два, береза ​​- три, клен — четыре, липа — пять. Я знаю пять цветков смешанного леса: ландыш — раз, подснежник — два, подснежник — трех; фиалка — четыре; хохлатка — пять». Прием подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы.

«По следам… (можно назвать тему урока)»

Разложите на полу (или на стульях, стоящих в ряд) карточки с терминами. Карточки можно сделать в виде следов, стрелок, или в форме листьев, животных, насекомых (проявите фантазию, свяжите это с темой урока). Пусть ученик, поднимая карточки, называет определение или характерные признаки объекта на карточке.

Прием также подходит и для групповой, так и для индивидуальной работы.

«Снежный ком»

Алгоритм этого приема кратко можно описать так: слово — предложение — вопрос — ответ .

Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Слово». Тот говорит слово, которое касается темы урока. Например: «Медуза». Ученик бросает мяч другому ученику и говорит: «Предложение» Другой ученик, получив мяч, составляет предложение с этим словом.

Например: «Медуза – это кишечнополостное животное, обитающее в теплых морях». Сказав предложения, ученик бросает мяч любому из учеников, который должен составить вопросы к этому предложению. Например: «Какие характерные признаки есть у медузы?» Спрашивая, он бросает мяч четвертому ученику, который должен дать ответ на вопрос: «Медуза имеет ряд характерных признаков: куполообразное тело, щупальца на нижней стороне, прозрачная, беспозвоночная».

Если учеников больше четырех, можете добавить еще вопросов, чтоб каждый задавал разные. Потом круг смещается, и ученик задает уже другой вопрос.

«Пинг-понг»

К доске выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопросы и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Один из учеников подготовил простые вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односоставными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно ставит ему вопросы. Звучит ответ, и мяч возвращается к первому ученика. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.

«Крокодил»

Классический «Крокодил», только слова и выражения связаны с вашим предметом. Заранее подготовьте карточки с заданиями. Предложите ученику или группе учеников изобразить пантомимой какое-то понятие или литературного героя (варианты по предметам – животное, растение, явление природы, историческая личность, ученый), остальные ученики должны его узнать.

Для усложнения возьмите не только слова, но и выражения, фрагменты стихотворений, пословицы и фразы, связанные с вашим предметом.

Потом подведите итог, кто сколько отгадал слов. Очень веселая игра, детей просто не остановить.

«Черное-белое»

Эта игра направлена на различение понятий и их классификацию. Для начала попробуйте провести эту игру с цветными карточками, пусть дети поймут сам принцип игры, затем можно переходить и к более активным играм. Красная карточка – названо животное, зеленая – растение. Со временем можно увеличить количество вариантов слов и цветов карточек соответственно.

Подвижный вариант: если названное слово относится к животным, то игроки должны присесть, а если к растениям — поднять руки вверх. Ученики перепутавшие понятия, каждый раз делают шаг вперед. Побеждают те, кто сделал меньше ошибок.

Если количество детей позволяет (их 6-8 человек или больше), можно устроить командное соревнование. Смысл тот же, только теперь при названии животного одна команда поднимает руки вверх, а другая – приседает. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Игру можно усложнить: например, различать уже типы животных (черви, членистоногие, хордовые), отделы, классы и семейства растений (Покрытосеменные, Водоросли, Папоротники). Также можно определить не только два действия на два варианта, а больше, например, добавить руки на пояс или поднять ногу на определенные понятия.

Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время»

Опыт актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой - нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя - это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны - это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра - ведущий метод (уроки - ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - смотры знаний, уроки - викторины, урок - расследование, урок - экспертиза и другие).

Начну с уроков - игр.

1. Урок - ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок - обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли - роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе - цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика - зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.

Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой - подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок - смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок - контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация - описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды - определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание - команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 - 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) - каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

3. Урок - путешествие «Клетка - единица живого». Этот урок я провожу в 11 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке. 2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям. 3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся - определить, о каком организме идёт речь. 4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом. 5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют. 6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

4. Урок - конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс - «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс - «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс - «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки - учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс - «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс - «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс - «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс - «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс - «Рассказ - небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников - найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

5. Урок - ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач - инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся - «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

8. Урок - игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения. Кроме уроков - игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика - «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 - 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее. Игра - «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу я провожу игру «Химическое лото» , где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений. Игра - «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное». Игра - «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее - семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны - яблоко, т. к. это многосемянный плод.

Игра - «Составь пары». 7 класс Класс Рыбы.

1) Лососевые; Латимерия. 2) Осетровые. Жерех. 3) Карпообразные. Ёрш. 4) Колючепёрые. Белуга. 5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА ВИД + АСТРА = СТАВРИДА ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА ТРЕК + АС = ТРЕСКА АС + ПЛУТ = ПАЛТУС БАЛ + КАМА = КАМБАЛА ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.

Похожие публикации