Bibika55 - Автомобильный портал

Псалтырь. Псалтырь Псалтырь 36 псалом

Псалом 32.

Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вcи живущии по вселенней. Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе. С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их. Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Псалом 33.

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящий праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси, уповающий на Него.

Слава:

Псалом 34.

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет, и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждущии ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Псалом 35.

Глаголет пребеззаконный согрешати в себе; несть страха Божия пред очима его. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети. Глаголы уст его беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущым Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати.

Слава:

Псалом 36.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взышеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане презирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа, стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейщий бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя еже наследити землю, внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О Пресвятая Владычице Богородице! Призри с благосердием на моления наша: (просьба), и не отврати лица Твоего от раб Божиих (имена) за множество прегрешений их, но простри им руце матернего милосердия Твоего. Яви богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе; от всякого же начинания греховного помышления лукавого отврати их, да всегда славят пречестное имя Твое. Аминь.

По 5-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 5. Страшный Твой Престол, лукавое мое житие: и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный? Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашим.

Господи, помилуй (40) и молитва,

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепне имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Многие сталкиваются с недоброжелательным отношением окружающих. В такой ситуации мало приятного, как же должен повести себя христианин? Именно этому учит текст 36 псалма. В данной статье говорится о его содержании и толковании.


Время и цель написания

Тяжелым периодом в жизни царя было вынужденное бегство от собственного сына, который хотел погубить его, занял трон и восстанавливал народ против законного царя. Об этом - возвышении и падении неправедного человека - идет речь в псалме 36. Уже пройдя через этот этап, автор хотел предостеречь последующие поколения от роковых ошибок.


Текст псалома 36 на русском

1 Давидов. Не раздражайся, видя порочных, не завидуй делающим беззаконие.

2 Ибо они, как трава; скоро подсекаются, и как травная зелень увядают.

3 Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит тебе желания сердца твоего.

5 Предай Господу путь твой, и надейся на Него, и Он совершит.

6 И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень.

7 Положись на Господа и ожидай Его. Не раздражайся, видя успевающего в пути своем, человека, совершающего свои замыслы.

8 Утиши гнев, и оставь ярость, не раздражайся до того, чтобы делать зло;

9 Ибо делающие зло истребятся, а ожидающие Господа наследуют землю.

10 Еще немного, и не будет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11 А смиренные наследуют землю, и насладятся множеством мира.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника, и скрежещет на него зубами своими.

13 Но Господь смеется ему; ибо видит, что приближается день его.

14 Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы сразить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем.

15 Меч их пойдет в их сердце, и луки их сломятся.

16 Лучше немногое у праведника, нежели богатство многих нечестивых;

17 Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18 Господь знает дни непорочных, и удел их вечно пребывает.

19 Не посрамятся они во время лютое, и во дни глада будут насыщены.

20 А нечестивые гибнут, и враги Господни, как краса лугов, исчезают, как дым исчезают.

21 Нечестивый берет взаймы и не платит, а праведник дарит и дает.

22 Ибо благословенные Им наследуют землю, а проклинаемые Им истребляются.

23 Господом тверды шаги его мужа, и путь его угоден Ему.

24 Когда будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку.

25 Я был молод и состарелся, и не видал праведника оставленного, и детей его просящих хлеба.

26 Он всякий день дарит и взаймы дает, и над потомством его благословение.

27 Уклоняйся зла, и делай добро, и живи вовек.

28 Ибо Господь любит правосудие, и не оставляет святых Своих; вечно хранятся они: [а беззаконные будут низвержены], и племя нечестивых истребится.

29 Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек.

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит истину.

31 Закон Бога его в сердце у него, стопы его не колеблются.

32 Нечестивый присматривает за праведником и ищет умертвить его:

33 Но Господь не предает его в руки ему, и не допустит обвинить его, когда будут судиться.

34 Ожидай Господа, и держись пути Его: и Он поставит тебя владеть землею, увидишь истребление нечестивых.

35 Видел я нечестивого, грозного, расширявшегося, как укоренившееся ветвистое дерево:

36 Но он исчез, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37 Храни чистоту и наблюдай правду: ибо у человека мирного останется потомство.

38 А беззаконники исчезнут вовсе, потомство нечестивых истребится.

39 От Господа спасение праведникам, Он крепость их во время скорби.

40 Господь поможет им и избавит их, избавит их от нечестивых, и спасет их; ибо они на Него уповают


Толкование текста

Сегодня сделано много переводов Библии, в том числе на русский. Это очень большой труд, который позволяет ознакомиться со святыми словами на родном языке. Для многих так проще изучать Священное Писание.

О чем же писал Давид? Он предупреждает - не следует завидовать временному благополучию злодеев.

  • Краткая земная жизнь - это временный рай для тех, кто решил игнорировать Бога и заповеди.
  • Для праведников Господь уже приготовил небесные обители, где они будут жить после всеобщего воскресения и Страшного суда.
  • Даже если враги чинят препятствия, злословят и смеются - это не повод сворачивать с прямого пути. Утешение надо находить в Боге, как говорится в 4-й строке 36 псалма. Здесь же дается обещание - Он исполнит все, что нужно.

Надо уклоняться от гнева, который толкает на злые поступки. Ведь только смиренные смогут найти дорогу к вечному блаженству. Если же человек предается мыслям о том, как будет мстить обидчикам, само тело восстает на него. Желудок вырабатывает кислоту, которая разъедает его, причиняя боль, покой оставляет душу, сон бежит прочь. Намного лучше положиться на Бога, доверить Ему суд и собственную судьбу.

Зачем читают

Для чего читают 36 псалом? Особенно полезен он будет в минуты сомнений. Когда кажется, что на земле нет справедливости - ведь вокруг процветают воры, обманщики, множество преступников остается безнаказанными.

Человек думает - возможно, мне ничего не будет, если я преступлю заповеди? Ведь другие идут против совести и живут спокойно. Очень опасные мысли! Внимательно ознакомившись с Евангелием, мы находим ответ - сердца людей охладевают именно потому, что они смотрят на беззакония и предаются сомнениям.

Не подобает христианину жить, как все, следовать дурным примерам, потворствовать своим страстям. Библейский пророк Малахия написал, что придет день, когда разница между праведником и нарушителем Божьего закона для всех станет очевидной. Об этом же говорит и псалмопевец в завершающих стихах - земля достанется в удел тем, кто был послушен Творцу.

Псалом 36 - текст на русском, толкование, зачем читают was last modified: Сентябрь 20th, 2017 by Bogolub

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Сегодня с протоиереем Алексием Ладыгиным, настоятелем одного из самых любимых и самых красивых храмов Москвы, мы продолжаем разговор о Псалтири. Отец Алексий, я не случайно сказала, что храм преподобной Евфросинии Московской является одним из самых красивых и самых почитаемых в Москве, это действительно так. И хотя он сравнительно молод, особенно по сравнению с храмами в Центральном округе, где храмы и некоторые монастыри стоят даже с XIV века, за такое короткое время он стал одним из самых любимых, и мы с Вами видим это на примере прихожан, постоянно прибывающих.

Недавно на телеканале «Союз» прошел фильм, в котором Вы принимали участие, о Вознесенском монастыре, и многие даже воспринимают этот храм как некое духовное продолжение Вознесенского монастыря, а его, как известно, строила преподобная Евфросиния Московская. И действительно, такое ощущение, что преподобная Евфросиния и этот храм построила, здесь она матушка… Такое ожидание, пока не восстановится Вознесенский монастырь!..

Конечно, мы знаем, что храмы прославлены не своими стенами и даже не внешней красотой, а теми святыми, которые почивают в них и в честь кого они освящены. В наш храм люди, в первую очередь, идут к преподобной Евфросинии - получить у нее благословение и утешение в своих проблемах, трудностях и скорбях. В переходный этап нужно было, чтобы имя преподобной вернулось в наше общество, и именно благодаря строительству храма раскрылся ее образ. Так как чтобы построить храм, нужно сблизиться со святой, и сближение произошло за счет горячей молитвы и за счет того, что стали узнавать о ней.

- Спасибо большое, отец Алексий. Перейдем к рассмотрению 36-го псалма.

36-й псалом очень обширный, красивый, назидательный, и самое главное, жизненный, потому что очень многие задаются вопросом: почему те, кто не ходит в храм, не соблюдает заповеди Божии, благоденствуют здесь, на земле, а те, которые рядом с Господом, исполняют заповеди Божии, не имеют возможности жить широко и иметь столько благ и удовольствий, как те, которые не только не имеют никакого отношения к Господу, но и ведут совершенно вольную жизнь в разрез с заповедями Божиими? И этот псалом отвечает на все эти вопросы и недоумения словами святого псалмопевца Давида. Святые отцы говорят, что мы не должны в первую очередь заботиться о земном, а должны заботиться о вечном. Хотя и в земной жизни мы видим, как все изменяется у людей, и никто, конечно, не может заглянуть в душу и сердце человека: чем они исполнены, какими переживаниями, какой молитвой, а может быть, даже сильным и очень горячим покаянием.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Удивительные слова, с которых начинается этот псалом: не ревнуй лукавнующым, то есть не подражай тем людям, которые живут неправедно. И не нужно завидовать тем, кто творит беззаконие. Все это настолько временно! И они приобщаются к этой временности. Как трава скоро высыхает и различные злачные растения, так и жизнь человека неправедного может быстро расцвести, но так же быстро и увянуть. Увядание происходит буквально на глазах. Мы очень часто встречаем таких людей. Например, один человек, будучи богатым, был неверующим, а когда стал не бедным, но простым среднестатистическим человеком, сказал: «Я однажды был богатым, больше не хочу, потому что это тоже приносит массу разочарований, всякого рода заботы и досаждения, без которых можно совершенно мирно, тихо и спокойно жить». А другой человек говорит, что не нужно столько богатства, потому что, имея в доме двадцать телевизоров, одновременно смотреть их не будешь.

- Двадцать шуб не наденешь.

Да, и двадцать шуб не наденешь, а сохранить их очень тяжело. Мне одна женщина сказала: «Столько шуб имею, что мне приходится хранить их в специальных морозильных камерах, и хранение обходится дороже, чем сами шубы». Поэтому все относительно. И не нужно смотреть на человека богатого, и особенно беззаконного, который неправедным трудом добывает себе состояние.

Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Здесь тоже очень хорошие слова псалмопевца Давида, который уже обращается к тем, кто не имеет богатства. Он говорит: «Твое богатство вечное. Уповай на это вечное богатство, потому что жизнь очень коротка, временна, она очень быстро проходит. А богатство вечное мы можем получить только за счет того, что будем творить добрые дела. Именно такие люди будут населять землю. И Господь таким людям будет посылать прошения сердца их». Конечно, прошения у всех разные, но Господь всех слышит и всем помогает. Не случайно Он сказал: «Просите, и дастся вам», чтобы мы имели особое общение с Господом.

Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. Какой путь к Господу? Путь через исполнение заповедей Божиих и через молитву, которую человек праведный должен творить. Конечно, путь Бога к человеку пролегает через сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Мне сердце твое». Человек, живущий в правде, всегда должен открывать для Господа свое сердце.

И изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Здесь понятно: ты будешь чистым и светлым, а самый яркий, чистый свет - в полдень. В полдень мы никогда не включаем свет в своих домах, потому что полуденный свет озаряет все и проникает в самые потаенные уголки.

Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Здесь призывается повиноваться Господу. Это значит исполнять заповеди Божии, отступить от всего плохого, злого, что предлагается в этом мире, и делать то, что заповедовал нам Господь. И умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Человек должен обязательно стремиться повиноваться Богу, то есть уйти от пути неправедного. Повиноваться Богу - значит исполнять заповеди Его. Тогда человек получает благословение Божие. Здесь псалмопевец Давид призывает, что не нужно уподобляться человеку, творящему законопреступление . Нужно обязательно сочетать и молитву, и исполнение заповедей Божиих. Повиноваться Богу человек может только тогда, когда ум его наполнен молитвою и благодатью, которую Господь дает через молитву. Не уподобляться человеку, творящему законопреступление, - значит не уподобляться человеку, который нарушает заповеди Божии.

Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. Конечно, мы видим на земле и праведных, и неправедных, и бедных, и богатых. И среди богатых тоже есть праведные люди. Но здесь говорится именно о лукавнующих и о тех, кто нарушает закон (законопреступники). Конечно, они не наследуют землю. И псалмопевец Давид говорит, что они не наследуют землю. Но здесь нужно понимать землю не ту, на которой мы живем, а вечность. Такие люди в вечность не войдут. Даже если они здесь будут благоденствовать до определенного времени, то за всю свою неправду дадут полный ответ в вечности.

И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши. Псалмопевец Давид говорит о том, что о грешном человеке исчезает память, о нем долго не помнят. Помнят о человеке праведном, помнят о человеке, который творил добрые дела, помнят о тех, кто созидал некую духовную мудрость и делился этой мудростью с другими. А злого человека не помнят, о нем забывают, и даже можно не найти место его погребения. А за могилой праведного человека будут ухаживать даже чужие. О таком человеке всегда сохраняется память из рода в род.

Вы, конечно, имеете в виду среднестатистического человека. Конечно, есть грешники, о которых мы помним: Наполеон, Гитлер. Наполеона вообще называли в открытую антихристом в то время. Думаю, что Гитлер сродни этому определению.

Псалмопевец Давид и в других псалмах тоже будет говорить о тех людях, которые творили беззакония. Но помнить надо не их, а то зло, о котором говорится в назидание другим, чтобы они не уподоблялись им, потому что это зло будет разрушать, а не созидать. И имя будет не положительное, а отрицательное. Никакой живущий на земле человек не только не хочет, но даже и не помышляет о том, чтобы его помнили через зло.

Тем не менее сколько появляется, к сожалению, в нашей стране таких организаций, которые чуть ли не делают своими кумирами Наполеона или Гитлера. Надо всегда понимать, что такое зло, к сожалению, бывает притягательным для неокрепших душ.

В них больше выискивают (пытаются найти) какие-то положительные стороны, через это пытаются обелить их и идти за ними, потому что нравятся, может быть, какие-то националистические идеи, которые сегодня не являются приоритетными, но для некоторых являются привлекательными. Однако о таких людях псалмопевец Давид говорит, что их души все равно пойдут во ад. Поэтому даже если какая-то память о них и сохранится…

- Память сугубо отрицательная…

- …то все равно Вечный суд будет совершен над ними. Ведь почему мы рассуждаем о месте ? В Священном Писании (Новом Завете) Господь говорит: «Пойду и уготовлю вам место, у Отца Моего обителей много». Если в вечных обителях Отца Небесного есть место для каждого человека, то в аду места нет, там «каша», там все будут (выражаясь образным языком) «кипеть в одном котле». Язык Священного Писания раскрывает нам глубочайший смысл: если места им не будет, значит, в первую очередь, им не будет места в вечности у Отца Небесного. А в аду «места» нет: там все находятся «в одном котле».

Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Здесь говорится о кротких, людях терпеливых. Кроткий человек тот, который сам не раздражается и других не раздражает, старается не гневаться, старается довольствоваться тем, что Господь ему посылает, потому что на самом деле для жизни человеку много не надо. И вот такие люди наследуют землю. Опять же мы должны помнить, что не эту землю, хотя таких людей Господь очень любит и благословляет. Но будет новое небо, будет новая земля; как говорит святой апостол Петр, сия же земля «огню блюдома»… И в вечности будут находиться уподобляющиеся этой величайшей добродетели - кротости, о которой Господь сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»; и насладятся о множестве мира. Самое главное, что кроткий человек, не имея богатства, имеет внутренний мир, покой. Мы говорили о богатом человеке, который был богат, но не имел спокойствия. Сейчас он имеет все необходимое для жизни, имеет достаток, и вместе с этим у него есть и мир в душе. И он уже не имеет того беспокойства, которое было раньше, когда он был богат: как все будет происходить, как сохранить бизнес, куда вложить средства и так далее. То есть человек, имеющий богатство, не имеет покоя.

Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго. Грешный человек не любит добродетель, не любит праведного человека и всячески стремится причинить ему какое-то зло. Но Господь всегда удержит человека беззаконного и защитит человека праведного, как бы «Господь посмеется над ним», потому что не даст совершить зло против праведного.

Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Здесь как раз псалмопевец Давид говорит: пусть они не думают, что «извлекут мечи свои, напрягут свой лук и все сделают для того, чтобы убить праведного человека», который является обличением. Хотя он ничего не говорит, но своим видом обличает человека, который живет неправедно. Как бы они ни направляли стрелы, лук и меч свой на человека праведного, Господь направит их мечи против них же самих, потому что Господь всегда защищает человека праведного.

Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Мы с вами уже говорили, что на самом деле человеку много не надо, но если это богатство неправедное, оно никогда не принесет человеку ни пользы, ни утешения. Лучше, если ты будешь иметь все необходимое, но пребывать в мире, покое и тебя не будет обличать твоя совесть.

Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Здесь говорится о том, что Господь поддерживает человека праведного. И если он не имеет большого достатка, то имеет все необходимое. И даже когда наступают трудные времена в жизни, Господь все равно не оставляет такого человека: Он всегда его пропитает, даст ему все необходимое, и пищу, и воду - в дни, когда бывает голод или другие трудности, потому что Господь всегда заботится о Своих людях.

Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Как дым появляется и тут же ветром уносится в сторону, так же грешные и беззаконные, хоть и живут богато, но появляются и исчезают. В 90-е годы особенно много было таких людей, которые на непонятных деньгах становились богатыми: кто-то за счет того, что создавались бандитские группировки, кто-то за счет того, что была возможность получить государственное имущество. Где многие из них оказались? Уже в мире ином, в каком месте - один Господь ведает, но люди исчезли как дым. Они жили богато, ходили в рестораны, могли себе позволить кататься на дорогих машинах…

- Пей, веселись душа…

- … А на следующий день их уже не было: их убивали, в них стреляли, и каждый день криминальная хроника говорила об убийстве того или иного человека. Вот эти слова вечные и останутся вечными.

Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго. Здесь говорится о том, что без Бога ничего нельзя в этой жизни, но Господь исправляет стопы всякого человека и по пути направляет. Господь очень любит праведников, Господь помогает им, подкрепляет их.

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы. «От юности до старости, - говорит он, - я не видел праведника, который был бы оставлен Богом». Семени eго просяща хлебы , то есть и дети праведного человека тоже никогда не имели нужды в чем-то, но всегда имели все необходимое в своей жизни. Потому что праведник живет по другим законам, и дальше псалмопевец говорит об этом.

Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет. Тот человек, который праведно живет, творит добрые дела, всегда обращает внимание на нищего и убогого, он всегда получает благословение от Господа, и дети его также благословляются.

Если я правильно поняла Вашу мысль, мы иногда удивляемся: человек вроде так себе, ничего особенного, а все у него в жизни получается. Можно предположить, что его родители были праведные люди? Он сам вроде из себя ничего не представляет, а у него все хорошо складывается в жизни. А мы удивляемся: «Надо же!»

Потому что это некое духовное наследие, которое передается детям. Если мы заботимся о земном наследстве, оно очень быстро уходит, а когда заботимся о духовном, это остается как благословение от Господа.

Псалом очень удивительный: здесь всегда восхваляется праведный и, конечно, порицается тот, кто нарушает закон Божий. В конце псалмопевец говорит очень хорошие слова: Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него. Утешительные слова для того человека, который живет праведно и стремится в своей жизни исполнять заповеди Божии. Господь такого человека подкрепит. А тот, кто живет неправедно, хотя и получает богатство в этой жизни и вроде бы имеет полный достаток, пусть боится наказания в этой жизни и Страшного суда в будущей.

Благодарю сердечно, отец Алексий, за то, что Вы не оставляете без внимания телеканал «Союз», нашу программу и уже несколько лет безвозмездно трудитесь во славу Божию, во славу Церкви и в помощь нашим телезрителям. От Вашего имени и по Вашему благословению я хотела бы еще раз пригласить наших телезрителей в храм Евфросинии Московской вместе с детишками. В храме есть что посмотреть: памятник Дмитрию и Евдокии с детьми, закладной камень сквера в честь преподобной Евфросинии Московской, замечательные фрески.

И конечно, службы в храме старомосковские: неторопливые и очень красивые. И если в Московском Кремле мощи Евфросинии Московской есть, но подойти к ним практически невозможно (они практически всегда закрыты, надо проявлять какую-то решительность или приходить на большие патриаршие службы), то храм Евфросинии Московской, где есть часть ее мощей и часть ее монашеского пояса, открыт всегда. Так что к преподобной можно всегда прийти, поклониться, попросить ее о чем-то и приложиться к мощам.

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Нина Кирсанова

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 36 Псалом Давида.

Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает, ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его. Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его; но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим. Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет. От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

ПСАЛТИРЬ, Псалом 36.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконiе. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелiе злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню; и насели землю, и упасешися в богатстве eя. Насладися Господеви, и даст ти прошeнiя сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на него, и той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли eго. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступленiе. Престани от гнева и остави ярость; не ревнуй, eже лукавновати, зане лукавнующiи потребятся, терпящiи же Господа, тiи наследят землю. И eще мало, и не будет грешника; и взыщеши место eго и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими; Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко прiидет день eго. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достоянiе их в век будет. Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, изчезающе яко дым изчезоша. Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает. Яко благословящiи eго наследят землю, кленущiи же eго потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбiется, яко Господь подкрепляет руку eго. Юнейшiй бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене eго просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословенiе будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих; во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд. Закон Бога eго сердцы eго, и не запнутся стопы eго. Сматряет грешный праведнаго и ищет eже умертвити eго; Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, eгда судит eму. Потерпи Господа и сохрани путь eго, и вознесет тя eже наследити землю; внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры лiванскiя; и мимо идох, и се, не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго. Храни незлобiе и виждь правоту, яко eсть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе; останцы же нечестивых потребятся. Спасенiе же праведных от Господа, и защититель их eсть во время скорби; и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на него.

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

"Не ревнуй" – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего» .

. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и "кроткие" (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ("мышцы" ) сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет» .

. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под "достояние м ...непорочных» , как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает» , старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ("милует" ) и дает нуждающимся из своего достатка.

. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным» , т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

"Жи знь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они» . Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жи знь вовек" , в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир" – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

Похожие публикации