Bibika55 - Автомобильный портал

Развитие практических знаний в средние века астрология и алхимия. Развитие знаний в средневековье. Алхимия. Фрагмент работы для ознакомления

Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo - лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование - от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (1-й начался в 1096 году). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам. В XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения – университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с 12 по 17 век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

Следует отметить, что между арабской и европейской алхимией имели место весьма существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая) церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, было делом весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвящённым. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов. Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Albertus Magnus). Труды Альберта Великого («Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод» и пр.) сыграли важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала наиболее значимой для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Альберт Великий высказывал даже мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

В средневековой науке выделяются четыре больших направления. Первое - физико-космологическое, ядром которого является учение о движении; на основе аристотелевской натурфилософии оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени.

Ересь, еретики - На языке церковной догматики Ересь означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и формулированного догмата веры христианской, и вместе с тем
- выделение из состава церкви нового общества. Ересь нужно различать: от
1) раскола, который означает также обособление от состава церковного союза или общества верующих, но вследствие несогласия подчиняться данному Иерархическому авторитету, по разногласию, действительному или мнимому в обрядовом учении.
2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос самою церковью не был, в данное время, предусмотрен и предрешен символически.

Такие ошибочные мнения встречаются нередко притом у многих авторитетных учителей и даже отцов церкви (напр. у Дионисия Великого, особенно у Оригена) в первые три века христианства, когда имела место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не были еще формулированы в символах и подробных вероизложениях соборов вселенских и поместных. Источниками Е. обыкновенно были:

1) нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением, и усилия скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими.
Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство, Е.
Вардесана, монтанизм, мессалиан и мн. др. секты, в несколько изменившемся виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись еще апостолы и отцы церкви II III вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (учение о
Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили свое начало Е. Рационалистические III и IV в. (монархиане, субординационисты и т. д.).

2) Стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосновать его на философских и диалектических методах последнего. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей неисполнимое, и привело к рационализму, каковым и была самая сильная Е. всех времен - арианство, с его отраслями.

3) Самобытное богословствование христианских учителей, на основании
Св. Писания и чистых начал разума, лишенное узаконенных церковью руководительных начал - церковного предания и общего голоса вселенской церкви, Отсутствие этих начал, при самомнении и самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

Кроме указанных трех категорий учений - Ересей, расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, - вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения церкви находятся еще так называемая частные или личные мнения церковных учителей и отцов церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которых церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, напр., некоторые мнения Евсевия Кесарийского, Григория Нисского и др.).
Этим учением о дозволенных частных мнениях православная церковь отличается от католической, которая во всем составе христианского богословия хочет видеть лишь догматы. На пространстве церковной истории, от начала церкви до наших дней, непрерывною вереницей тянется ряд бесчисленных Е., древних и новых; из повторения старых условий возникает повторение старых, лишь видоизмененных внецерковных учений о христианск. догматах.

Церковь борется с ними, опровергает их, побеждает; а еретиков, после безуспешных попыток обратить их к своему учению, предает отлучению. Грекоримское государство, в интересах спокойствия, а также
"оберегаючи матерь свою, св. церковь", подвергает их уголовному преследованию; еще более фанатические западноевропейские средневековые католические государства предают их сожжению, иногда не желая различать настоящих еретиков от людей науки, не имеющей непосредственного отношения к церковным доктринам, но по теории средневекового католичества долженствующих состоять в зависимости от догматики; их примеру следует (Иосиф Волоцкий - ересь жидовствующих), хотя и не в такой степени и не без протеста лучших представителей самой церкви, древняя допетровская, а от части и послепетровская Русь. Значение ересей и расколов в истории состоит в том, что, свидетельствуя о наличности высших духовно-нравственных интересов в обществе в данный исторический период, они, с другой стороны, вызывали на усиленную интеллектуальную деятельность самую церковь, побуждая ее к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, наконец - к систематизации его, каковая для церкви Восточной сделана была еще в VIII в. Иоанном Дамаскиным. Полное, вполне научное изучение ересей, особенно древних, в настоящее время представляется еще не вполне возможным; мы знаем их доктрины отчасти только по тем очеркам, их какие находятся в ересеологических (описательных) сочинениях древних церковных писателей (ереси трех первых веков), а ереси четвертого и пятого веков - почти исключительно по их опровержениям отцами церкви того времени. Сочинения самих еретиков (древних) истреблялись церковью столь же ревностно, как истреблялись в века языческих гонений списки Св. Писания и сочинения самих отцов церкви.

Алхимия и астрология оказали огромное влияние на формирование знаковой среды средневековья.

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же время она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени.

Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Стремление найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко прослеживается и в тенденции к систематизации и классификации знания
- занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

Ситуация в средневековой науке стала меняться в XII в., когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Тогда наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.

Не менее важными для становления современной науки были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико- дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню Европейское Возрождение.

27.Монастыри, школы и университеты средневековья. Средневековая система образования.

Небольшая комната с низким сводчатым потол­ком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят ма­льчишки разных возрастов. Справная одежда вы­даёт детей обеспеченных родителей - бедняков здесь явно нет. Во главе стола - священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латин­ском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средне­вековой церковной школе...

Раннее средневековье иногда называют «тёмны­ми веками». Переход от античности к сред­невековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.

Не только варварские вторжения, добившие За­падную Римскую империю, привели к гибели куль­турных ценностей древности. Не менее разруши­тельным, чем удары вестготов, вандалов и ланго бардов, стало для античного культур­ного наследия враждебное отношение со стороны церкви. Открытую войну против античной культуры вёл Папа Григорий I (см. ст. «Папство»). Он запретил чтение книг древ­них авторов и изучение математики, обвинив пос­леднюю в связях с волшебством. Важнейшая об­ласть культуры, образование переживало особенно тяжёлые времена. Григорий I однажды провозгла­сил: «Невежество - мать истинного благочестия». Поистине невежество царило в Западной Европе в V-X вв. Грамотных людей почти невозможно было сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи крест. До конца жизни так и не смог научиться писать ос­нователь франкского государства знаменитый Карл Великий (см. ст. «Карл I Великий»). Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощённые дощечки и листы пергамента и в свободное время учился выводить буквы. К тому же государь покро­вительствовал учёным. Его двор в Аахене стал цент­ром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель, выходец из Брита­нии, Алкуин обучал основам наук сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Аахен при­езжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древ­ности общество учёных, собравшихся при дворе Карла Великого, стали называть Академией. В пос­ледние годы жизни Алкуин стал аббатом богатей­шего монастыря Св. Мартина в городе Туре, где так­же основал школу, ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.

Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников (Каролингов), получил название «Каролингского воз­рождения». Но он был недолгим. Вскоре культур­ная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях.

Монастырские и церковные школы представля­ли собой самые первые учебные заведения средне­вековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней об­разованности (в первую очередь - латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связы­вавшая разные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феода­лов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религи­озных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молит­вы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещё далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и вы­ражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что

Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умноже­ния, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического веро­учения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зуб­рёжке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как чи­тать тексты богослужебных книг.

Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свобод­ных искусств» (грамматику, риторику, диалекти­ку, арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, рито­рики, диалектики. Высший образовывали все ос­тавшиеся свободные искусства. Самой трудной бы­ла грамматика. В те времена её часто изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Дети зазубривали определения, упражнялись в спряжении и склоне­нии. Любопытное толкование давалось буквам: гласные - это души, а согласные подобны телам; тело неподвижно без души, так и согласные буквы без гласных не имеют никакого смысла. В риторике (искусство красноречия) проходили правила син­таксиса, стилистики, упражнялись в составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логи­кой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, про­тиворечащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вы­читанием, в меньшей степени - с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). Школяры решали арифме­тические задачи, вычисляя время религиозных праздников и возраст святых. В цифрах видели ре­лигиозный смысл. Считали, что цифра «3» симво­лизирует святую Троицу, а «7» - сотворение Богом мира в семь дней. За арифметикой следовала гео­метрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (что такое квадрат? и т. п.) безо всяких доказа­тельств. В курсе геометрии сообщались и географи­ческие сведения, часто фантастические и нелепые (Земля - блин, плавающий в воде, Иерусалим - пуп земли... и т. п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли его не­правильно. Думали, что светила обращаются во­круг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступ­ления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12-13 лет.

С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муни­ципальных (т. е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюр­герские школы, готовящие к занятиям ремеслом и торговлей, возникли: в Любеке в 1262 г., в Висмаре в 1279 г., в Гамбурге в 1281 г. (см. ст. «Бюргер», «Средневековый купец»). С XIV в. в некоторых школах преподавание ведётся на национальных языках.

Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нуж­ны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. По опи­санию английского средневекового поэта Чосера, дворянин XIV века

Пришёл черёд образования высших школ - университетов. Они возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ (так по­явился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославлен­ные учителя, всегда окружённые способными уче­никами. Так из кружка последователей знамени­того знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет, центр юридической науки.

Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать италь­янского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вступали в общение с местными пекарями, пивоварами, хозя­евами трактиров и сдатчиками жилья. Последние не знали латыни и были не прочь обсчитать и об­мануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жите­лями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался «университет» (по-латыни - община, корпорация). В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготови­тели пергамента, перьев, чернильного порошка, ап­текари и т. д. В долгой борьбе с городскими влас­тями, шедшей с переменным успехом (иногда пре­подаватели и школяры бросали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты до­бились самоуправления: они имели выборных ру­ководителей и собственный суд. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. гра­мотой короля Филиппа II Августа.

Нелёгкой была жизнь школяров - выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер:

Прервав над логикой усердный труд,

Студент оксфордский с нами рядом плёлся.

Едва ль беднее нищий бы нашёлся...

Выносить Нужду и голод приучился стойко,

Полено клал он в изголовье койки.

Ему милее двадцать книг иметь,

Чем платье дорогое, лютню, снедь...

Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Осо­бенно это касается вагантов - бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удо­вольствием распевали ваганты на своих пирушках:

Бросим все премудрости, Побоку учение!

Наслаждаться в юности - Наше назначение.

Преподаватели университетов создавали объеди­нения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избира­ли ректора - руководителя университета. Средне­вековая высшая школа имела обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего филосо­фа-богослова - целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент дол­жен был закончить подготовительный - артисти­ческий факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни - «искусство»). На занятиях студенты слушали и за­писывали лекции (по-латыни - «чтение») профес­соров и магистров. Учёность преподавателя прояв­лялась в его умении разъяснить прочитанное, свя­зать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. По­мимо лекций проводились диспуты - споры по за­ранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В XIV-XV вв. появляются так на­зываемые коллегии (отсюда - коллед­жи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали прово­диться лекции и диспуты. Коллегия, которую осно­вал Робер де Сорбон, духовник французского ко­роля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой

средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфорд­ский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

До XIII в. европейцы черпали знания преимущественно из Библии и обычных наблюдений. Эти знания не подкреплялись опытом, поэтому нередко были фантастическими. Например, мир представлялся человеку в виде трех китов, которые держат на себе Землю, заселенную песиголовцами и другими чудовищами. Думали, что «небесная твердь» сходится с Землей.

Но хозяйственная жизнь требовала надежных прикладных знаний, кото-рые можно было бы применить на практике. Поэтому в XIII в. появились первые опытные знания, прежде всего в механике и математике. У их истоков стоял выдающийся английский уче-ный Роджер Бэкон, которого считали чародеем. Он высказывал смелые идеи, которые церкви казались еретически-ми. Например, он считал, что можно пользоваться знаниями не только хрис-тиан, но и язычников. Поэтому не уди-вительно, что последние 14 лет своей жизни ученый провел в темнице.

XIII в. Из трудов Роджера Бэкона

Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Однако авторитет недостаточен, если у него нет разумного доказательства... И разум сам не может отличить софизм (ошибочный вывод, который кажется правильным) от настоящего доказательства, если он не может подтвердить свои выводы опытом...

Человек, никогда не видевший огня, имел достаточно доказательств того, что огонь жжет, портит и разрушает вещи. Однако дух его не удов-летворился бы таким знанием, и он не вел бы себя осторожно с огнем, по-ка не положил бы в огонь руку или какой-либо горючий предмет и не убе-дился через опыт в том, о чем он узнал из доказательств.

Роджер Бэкон утверждал, что может сделать корабль, который будет пла-вать без гребцов, телегу, которая будет двигаться сама «с невероятной ско-ростью», летательный аппарат, лодку для передвижения «по дну моря или рек». Его неудержимая техническая фантазия осуществилась в XIX-XX вв.

Много сделала для развития исследовательского знания средневеко-вая алхимия , пришедшая в Европу через Византию из египетской Александрии. В VII-VIII вв. ею занимались во всех завоеванных араба-ми странах, особенно в Испании.

Ученые-алхимики посвятили себя поискам панацеи и философско-го камня . Церковь относилась к алхимическим опытам — смешиванию в разных соотношениях веществ и подогреванию смеси — с большой настороженностью. Однако ими увлекались Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и ряд других ученых, главным образом арабских и еврейских. Эти опыты приносили лишь огромное разочаро-вание. «Отец английской поэзии» Джеффри Чосер писал в XIV в. о ре-месле алхимика: Материал с сайта

Да, кто ввязался в наше ремесло, Тому конец. С собою унесло Оно богатств и жизней очень много, В нем к разоренью верная дорога. И кто безумство хочет проявить, Пускай начнет он золото варить.

Ученые-алхимики тем не менее сделали немало важных научных открытий. Они дали толчок развитию химии и металлургии.

В эпоху Крестовых походов умножились географические знания. Особенно содействовали их развитию странствующие купцы. Так, в XIII в. венецианский купец Марко Поло посетил Китай и Центральную Азию. В XIV-XV вв. другие путешественники описали и ряд иных земель. Это дало возможность составить более совершенные географи-ческие карты, даже первые атласы. Развитие средневековой географии подготовило условия для Великих географических открытий.

Алхимия — попытки изобрести универсальное лекарство, искус-ственно добыть золото или серебро.

Панацея — мифическое лекарство от всех болезней.

Философский камень — мифический способ превращения обычно-го металла (меди и свинца) в золото или серебро.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Кто и когда впервые изобрёл компас?

Кто первым из европейцев добрался до Америки?

Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? 1.

Развитие практических знаний. В Средние века процветали астрология и алхимия.

Астрологи утверждали, что по звёздам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Но наблюдения и опыты астрологов и алхимиков позволили накопить знания по астрономии и химии. Алхимики, например, усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. Астрологи изучали расположение звёзд и светил, их движение и законы физики.

юдневековый іач по цвету мо- I определяет стояние боль- ІГО. Миниатюра / в.

Накапливала полезные знания медицина. Больницы (госпитали) сначала создавали епископы и монастыри, а затем и городские советы. В больницах не только лечили, но и давали приют паломникам и нищим. А господа и богатые горожане могли пригласить к себе платного врача. Раны и переломы чаще лечили не врачи, а цирюльники (парикмахеры), они же вырывали зубы. Чтобы поставить диагноз, врачи измеряли пульс больного, рассматривали цвет его языка и мочи. Уже стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.

В математике появилась цифра 0; вместе с распространением арабских цифровых обозначений (вместо римских) это позволило решать сложные задачи. 2.

Первые механизмы. С XIV века в горном деле и ремесле стали всё шире применять водяные мельницы. Простое водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но в Средние века изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегоражйвали плотиной и отводили от неё узкие каналы - желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. При обработке металла таким колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки (обогащения) и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и так далее. Мельница и механические часы - первые механизмы, ими мы обязаны Средневековью.

Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.

Большая водоподъёмная машина. Гравюра XVI в.

Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 м в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, с помощью которых вдували в печь воздух.

Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путём его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде.

Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь, если вблизи имелись его залежи. Металл, дерево или стекло обрабатывали на специальных станках: токарных, шлифовальных, винторезных. Использовались многие токарные и слесарные инструменты, позволявшие достигать большой точности при изготовлении изделия (например, шара или линз).

Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.

Кузница с водяным двигателем.

Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой, стены замков теряли неприступность. 4.

Развитие мореплавания и кораблестроения. Долгое время европейцы не решались пускаться в далёкие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов корабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по морям, омывающим Европу, вдоль Северной и Западной Африки.

Плавка руды в доменных печах

Выходить в открытое море стало безопаснее, после того как моряки освоили компас. Была изобретена астролябия - прибор для определения места, где находится корабль.

В XV веке появился быстрый лёгкий парусник - каравелла («лодка с парусом»)- подвижный и вместительный. Он имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном, но и при боковом и даже встречном ветре. На каравеллах можно было отправляться в далёкие морские путешествия. В 1492 году генуэзский мореплаватель Христофор Колумб, состоявший на службе у испанских королей, достиг прибрежных островов Америки в районе Карибского моря.

Открытие европейцами Америки имело всемирно историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям, постижению, освоению и колонизации европейцами всего земного шара и вместе с тем распространению на другие континенты и регионы европейской культуры. Это стало началом всемирной истории и одной из важных вех конца Средневековья. 5.

Изобретение книгопечатания. С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объём знаний и одновременно потребность в образованных людях и книгах.

Мореплаватель устанавливает местонахождение корабля. Рисунок из книги XVI в.

Узнайте, как назывался прибор, изображённый на рисунке, и как он действовал.

Первыми перепиской книг занялись монахи. Со временем в городах возникло множество светских мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники

Каравелла

Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья (с. 42-43, 55, 80, 112, 171).

Типография. Гравюра XVI в. Слева - наборщики из касс набирают текст. Справа - работник намазывает набор краской, покрывает его бумагой, трёт сверху щёткой или прижимает прессом

можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.

В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешёвый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с дере-

Изменения в экологии

Европа унаследовала от древности природные условия, мало затронутые цивилизацией. В Средние века они заметно изменились. Рост населения привёл к увеличению числа поселений. Деревня и особенно бурно растущие города нуждались в материале для строительства - это было прежде всего дерево. Шахты удерживались от обвала с помощью деревянных балок - вертикальных крепежей. Плавильни потребляли всё больше древесного угля. Всё это нанесло непоправимый ущерб лесам. Если в начале Средневековья Европа была покрыта огромными непроходимыми лесами, то к XVI веку леса нещадно вырубались. В некоторых странах природные леса исчезли полностью.

Развитие сельского хозяйства требовало расширения пашен. С этой целью также сводились леса, но одновременно осушались обширные болота в Европе. Например, уже в XV веке заболоченная малярийная Ломбардия стала цветущей житницей. Конечно, сведение лесов и осушение болот резко уменьшило количество диких зверей и птиц. Глаз путешествующего по Европе теперь то и дело останавливался на живописных полях, городских стенах, хуторах и деревнях.

В позднее Средневековье природный пейзаж Европы уже сочетался с культурным пейзажем, созданным человеком.

вяннои или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда: ведь для каждой страницы нужно было изготавливать новую доску.

Иоганн Гутенберг.

Портрет работы неизвестного художника

В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл и печатный станок.

В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу - Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.

Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. 1. Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний? 2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? 3. Перечислите, что способствовало началу Великих географических открытий. 4. Заполните таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья». Область применения

Название открытия или изобретения

Значение открытия или изобретения

1. Можно ли сказать, что технический прогресс в Средние века происходил медленно? Аргументируйте своё мнение. 2. Какое значение имело изобретение книгопечатания? Как вы считаете, является ли в настоящее время книга основным носителем информации? Свой ответ поясните. 3. Опираясь на известные вам факты, напишите рассуждение о том, как торговля, военные походы, завоевания территорий и культурные контакты людей в период Средневековья влияли на развитие европейской науки и техники. 4. Представьте, что вы средневековый мастер-изобретатель или купец, обладающий секретом какой-либо технической новинки (астролябии, механических часов и пр.). Вам нужно привлечь внимание людей, которые могут найти применение этому изобретению, пустить его в производство и обогатить как себя, так и вас. Опишите все достоинства и преимущества вашей новинки, возможные сферы её использования, ожидаемые выгоды. 5. Какими техническими изобретениями и научными открытиями, сделанными людьми в Средневековье, вы пользуетесь в повседневной жизни?

Подведём итоги

Вы узнали, что:

в эпоху Средневековья расширялись и становились более реалистичными взгляды европейцев на мир;

в XII-XIII веках в Европе возникли первые университеты;

средневековая религиозная философия - схоластика - выработала научный метод, способствовавший развитию науки в дальнейшем;

существовали разные жанры средневековой литературы;

средневековая архитектура прославилась романским и готическим архитектурными стилями;

в XIV веке в Италии зародилась новая культура - культура Возрождения;

в Средние века происходило накопление научных знаний и развитие технических усовершенствований;

появление книгопечатания имело огромное значение для мировой культуры.

"7"г:: 1. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире, Боге, са? мом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневе ковья. Какие из этих изменений вы считаете самыми важными? Почему? 2.

Выскажите своё мнение: есть ли связь между гуситским движением в Че хии и деятельностью гуманистов в Италии? Аргументируйте свой отвеї 3.

С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры средневековой Европы (не бо лее 7 слайдов). Объясните, почему вы выбрали именно этого человека. 4.

Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием культуры в Средние века: а) создание «Божественной комедии» Данте; б) появление первой печатной Библии; в) преподавание Абеляра в Парижской соборной школе; г)создание первых хроник, житий святых и эпических песен. 5. Каким свойством, по мнению алхимиков, обладал «фи лософский камень» (выберите правильный ответ): а) предсказывать будущее; б) излечивать от чумы; в) превращать любой металл в золото; г) защищать от нечистой силы?

Творческие работы и проекты

Групповой информационный проект «Непростая история простых предметов». Многие современные предметы обихода - вилка, очки, носовые платки, зеркала, часы - появились в Европе в эпоху Средневековья. Разделитесь на группы. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию об истории изобретения или изменения на протяжении веков одного предмета. Систематизируйте и оформите результат работы группы, устройте в классе урок презентаций.

Аналитическое сочинение. Сочините в парах диалоги:

А) Пьера Абеляра и Бернара Клервоского о том, соединимы ли вера и сомнения, рассуждения;

Б) средневекового мыслителя (например, Фомы Аквинского или Франциска Ассизского) и гуманиста (например, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо) о том, что такое человек и какова цель его жизни. Продумайте аргументы обоих собеседников. Будет ли победитель в этих спорах?

Алхимия и астрология

Алхимические опыты обладают рядом особенностей, позволяющих отличить их от экспериментальных исследований в области современной химии. Прежде всего наличием тесной связи между алхимией и астрологией. Адепты не только верили в действенность астрологических предсказаний, которые тогда в принципе не подвергались сомнению, но и тесно связывали друг с другом эти два оккультных искусства. Точнее говоря, знание астрологии считалось совершенно необходимым для того, чтобы преуспеть в последовательных операциях Великого Делания. Не следует упускать из виду это важное обстоятельство, если хочешь иметь исторически корректное представление о лабораторных бдениях средневековых алхимиков, не став жертвой столь обманчивых анахронизмов.

Для алхимиков не только было в высшей степени желательно следовать циклу земного обновления и, соответственно, начинать операции непосредственно Великого Делания, насколько это было возможно, в период весеннего равноденствия, но и требовалось постоянно бодрствовать, чтобы начать свое предприятие в момент наиболее благоприятного расположения звезд на небесном своде, а для этого было совершенно необходимо очень внимательное предварительное наблюдение точного положения - на момент, когда должно начаться Великое Делание, - Солнца, Луны, планет и определенных созвездий в тот самый день, когда делатели начинали ряд опытов, предназначенных стать вехами триумфальной трансмутации. Земля отнюдь не находится в обособленном положении, она испытывает на себе влияние звезд, и без знания астрологии алхимик, как полагали, оказался бы совершенно безоружным, в очевидно невыигрышном состоянии. Одного этого вторжения астрологического детерминизма в определение дня, наиболее благоприятного для последующего успеха алхимических операций, для нас было бы достаточно, чтобы понять коренное отличие труда алхимика от современного научного экспериментирования - современный ученый по собственному усмотрению решает, когда приступить к эксперименту. Помимо этого дух рационализма не может допустить (для алхимиков это считалось само собой разумеющимся), что движение звезд будто бы влияло на операции Великого Делания точно так же, как оно повлияло на медленное естественное созревание металлов в земных недрах. Подобного рода соотнесенность и параллелизм между законами движения звезд на небесном своде и циклами жизни минералов в земных недрах являлись основополагающим представлением древних алхимиков, которого, разумеется, не может допустить рационалистический дух современной науки. Алхимия, с одной стороны, и современная химия - с другой, представляют собой два универсума, два видения мира, коренным образом отличающихся друг от друга и совершенно несовместимых друг с другом.

Муза истории Клио

Само определение «средневековая» производно от понятия «средние века» (medium aevum), введенного в XV веке итальянским гуманистом Флавио Бьондо (? – 1463). Этим понятием он обозначал период истории с V века по XV столетие, то есть период между античностью и новым временем. «Средние века», «средневековый период», по оценке гуманистов, просветителей и позитивистов – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков.

Иную оценку «средним векам» и «средневековью» давали романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями.

Образование и знания в средние века
Историки материалистической направленности, как правило, низко оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию. Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха, власти, богатства. Ему противопоставлялся идеал «мудро неученого», «зная незнающего», «ведающего истину простеца», который получал полное знание о мире и человеке от Бога, в акте искренней, глубокой веры и который в открытом диспуте всегда посрамлял ученого. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога. Для этих целей уже в раннее средневековье были созданы катехитические школы для тех, кто готовился к крещению. В них практиковался изустный, катехитический метод обучения – вопросно-ответный.


Муза астрологии Урания с музой Каллиопой

Уже в V – VI веках сложилась система универсального христианского образования, основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее творцами были Марциан Капелла, Боэций (480 – 524) и Кассиодор (485 – 578). Эта система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование начиналось с грамматики. Средневековое образование делало акцент на чтении текста Священного писания, в то время как античное образование ставило во главу всего – красноречие. Неслучайно образование в средние века называлось «literas», то есть знание букв, письма, а образованные именовались «literati».
Все учебные дисциплины приобрели христианское осмысление. Грамматика предназначалась для обучения чтению Библии; риторика – для усвоения правил составления молитвы; логика имела целью научить понимать догматы веры; арифметика и геометрия служили освоению пространства, формировали умения организации сакрального пространства; музыка подразумевала обучение правилам церковного песнопения, а астрономия включала в себя приемы вычисления Пасхи. В грамматике обучение начиналось с усвоения букв алфавита; каждая буква обретала символическое толкование: а – Бог, b – дьявол, с – Троица, d – истина, e – страсти Христа, f – демон, g – творение. В арифметике прежде всего изучались цифры: 1 – Бог, 2 – дьявол, 3 – Троица, 4 – истина, так как она заключена в четырех Евангелиях, 5 – страсти Христа, так как он имел 5 ран, 6 – демон, 7 – творение, так как мир был сотворен Богом за 7 дней. В геометрии все элементы и фигуры приобрели христианский смысл: точка – Бог, луч – Святой Дух, треугольник – Троица, квадрат – истина, прямоугольник с отношением 2:1 – Ноев ковчег, церковь и т.п.
По капитулярию Карла Великого «о науках» 787 года подобные школы надлежало открыть при монастырях и епископских кафедрах. Во главе школ становились схоластики. Самыми знаменитыми стали школы в монастырях Монте-Кассино, Боббио, Сен-Гален, Сен-Бернар, Луксейском, Клюнийском и др. Тогда сложилось понятие «клирик» (от латинского слова clerus), то есть священник, обладающий просвещенностью. Одновременно со школами создавались скриптории, в которых монахи занимались переписыванием книг.

В XI веке, с образованием городов, возникли частные городские школы, в которых обучали практическим знаниям. Учителя таких школ подвергались критике за введение платы, поскольку знания считались даром Божиим, не подлежащим купле-продаже. В XII столетии на основе церковной системы семиступенчатого образования и частных городских школ стали создаваться университеты. Основывали их императоры, короли с согласия и под контролем католической церкви. Первым университетом был Болонский – 1159 год, вторым – Парижский – 1160 год основания, третьим – Оксфордский – 1167 год.

Университет представлял собой корпорацию студентов и магистров. Он делился на факультеты: младший и три старших (медицинский, юридический, теологический). Во главе университета стоял выборный ректор, а во главе факультетов – деканы. Университет имел право выдавать лицензии на преподавание и занятия медицинской, юридической и теологической деятельностью. Университет имел свой статут, суд и освобождение от налогов. Студентом становились в 12 – 15 лет после присяги и записи в матрикул – список членов корпорации. Студенты слушали и записывали ординарные лекции магистров и докторов, которые представляли собой чтение учебника. Затем следовало слушание экстраординарных лекций начинающих преподавание. Практиковались диспуты. Начиналось обучение на младшем факультете и длилось 5 – 7 лет. После прослушивания 2/3 курсов студенты сдавали экзамен комиссии и получали степень бакалавра, дающую право на чтение экстраординарных лекций. Студент становился лиценциатом и готовил магистерскую диссертацию, защита которой считалась окончанием младшего факультета. После этого можно было поступить на старший факультет, где образование длилось от 5 до 15 лет. Там также становились бакалаврами и лиценциатами, а окончанием подготовки считалась защита докторской диссертации.

В области знаний средневековая цивилизация дала исключительно много по сравнению с античностью. Отцы церкви имели все основания критиковать мудрецов древности за ложное многознание, но полное неведение своего собственного духовного мира. Именно в патристике, в трудах отцов церкви, были разработаны основные категории и понятия теологии, самой универсальной науки средневековья. Отцы церкви впервые осмыслили сущность самого слова и установили, что каждое слово, подобно триединому Богу, состоит из трех ипостасей: морфемы, т.е. буквенного скелета, фонемы, то есть звукового наполнения слова, и семемы, а именно – заложенного в нем смысла. Тем самым отцы церкви предопределили многие открытия современной семиотики, особой лингвистической дисциплины, занимающейся изучением смысла слов. Отцы церкви заложили основы аксиологии, теории нравственного оценивания. Они заложили фундамент герменевтики, разработав теорию четырех смыслов, в которых надлежало воспринимать весь природный мир. Первый смысл – буквальный, или исторический, который заканчивался наименованием вещи или явления. Второй смысл – аллегорический, согласно которому явления внешнего природного мира суть проявления невидимого мира. Третий смысл – тропологический, который устанавливал соответствия между явлениями посюстороннего и потустороннего миров. Наконец, четвертый смысл – анагогический, который указывал идеал нравственного поведения. К примеру, роза: в буквальном смысле – цветок; в аллегорическом смысле – Иисус Христос, поскольку его голову покрывали тернии из стеблей розы; в тропологическом смысле – это Царствие Небесное, на которое указует сам цветок розы; в анагогическом смысле – это путь страдания. Начало аллегорическим толкованиям положил Амвросий Медиоланский (? – 397), а вслед за ним – Святой Иероним (? – 420) и Августин. Своих законченных форм этот подход достиг в деятельности Рабана Мавра (VIII век), составившего «Аллегории ко всему Священному Писанию». Он же в трактате «О вселенной» распространил этот прием на весь окружающий мир.

Наукой наук считалась теология, или богословие. Была разработана теоцентрическая картина мира. Бог считался началом и концом всего сущего. Среди множества попыток определения Бога одним из лучших считалось определение Анонима XII века: «Бог есть интеллигибельная (умопостигаемая) сфера, центр коей повсюду, а поверхность нигде».
Вера в Бога провозглашалась выше всякого знания. Лучше всего эта максима была выражена в знаменитом парадоксе Тертуллиана (III век): «Credo quia absurdum est» («верю, ибо абсурдно»). То есть существующий мир – абсурден, не поддается рациональному осмыслению и тем более рассудочному изменению, и потому остается один путь – веры.

В XII столетии получила развитие схоластика, высшая ступень средневековой теологии. Схоластика нередко негативно оценивается исследователями как бесплодная дисциплина, занимавшаяся выяснением ничтожных вопросов, например: сколько чертей уместится на кончике иглы. Однако такая оценка неверна. Даже в приведенном вопросе, при всей его кажущейся абсурдности, метафорически поставлена проблема бесконечно малых величин. Именно схоластами разработаны правила логики, которыми пользуется современная наука. Именно схоластами введены и осмыслены основные категории абстрактного знания: бытие и сознание, причина и следствие, форма и содержание и прочие.
В XII веке в схоластике сложились два направления: реализм и номинализм. Представители первого направления (Бернар Клервосский, Бонавентура и другие) считали, что если есть слово для обозначения Бога, то, следовательно, есть и сам Бог. Представители второго направления (Росцелин, Пьер Абеляр и другие ученые отцы церкви) утверждали возможность общих абстрактных понятий, не связанных с существованием действительных объектов; одним из таковых, по заключению номиналистов, могло быть понятие Бога. Неслучайно в номиналистах видели предшественников атеистов.
Среди доказательств бытия Бога наибольшим авторитетом пользовалось онтологическое доказательство, предложенное Фомой Аквинским (1225 – 1274). Оно апеллировало к бытию, к самоочевидности его совершенства, гармонии, целесообразности; если это так, заключал Фома, то, следовательно, есть некая сила, которая привносит в мир совершенство, гармонию и цель; эта сила и есть Бог.
Бог считался высшей реальностью, по отношению к которому весь видимый и осязаемый мир признавался иллюзорным и кажущимся, отчего весь средневековый «реализм» получал перевернутое толкование: все, что ощущалось – нереально; глаза, уши, обоняние могут легко ошибиться, приняв ложные перевоплощения Дьявола, и наоборот, реально то, что за пределами восприимчивости органов чувств, что обретается ведением сердца. Кроме того, видимое всегда ущербно, несовершенно и преходяще, тогда как видимое (Бог) совершенно, нетленно, идеально и потому более реально и истинно.

Мир природы, мир вещей рассматривался не сам по себе, но в соотнесенности с Богом, как проявление его творческой энергии и как указание замысла творения. «Все творения мира,– писал Алэн Лилльский (XII век),– суть для нас как бы книга, картина и зеркало». Видимое являлось символическим образом невидимого; земное, посюстороннее – зеркальным отражением небесного, потустороннего. Отсюда – феномен средневекового символизма: все окружающее надлежало понимать как знак Бога. Символом Христа был агнец, символом Девы Марии – жемчужина. Орел был знаком евангелиста Иоанна, лев – евангелиста Марка, а телец – Луки и т.д.
Стали создаваться разнообразные словари символов. Таков «Физиолог», составленный анонимным автором. Таков «Бестиарий» Теобальда (XI век), своеобразная символическая зоология. Кошка оказывалась символом обжорства; козел был символом похоти; еж обозначал Дьявола, как и лиса; лебедь был символом мнимого святого. Наряду с реальными животными в «Бестиарии» фигурировали нереальные: левиафан, пожирающий себя; птица феникс, сгорающая и возрождающаяся; единорог с медной шкурой и прочие звери.
Появились «Лапидарии» – своеобразные пособия по символической минералогии и геологии. Здесь сообщались реальные и ирреальные свойства камней: сапфир охранял девственность; алмаз был защитой в вере; изумруд сохранял чистоту сознания; аметист защищал от опьянения; бирюза поддерживала любовь; кошачий глаз оберегал дом. Среди реальных камней описывались и нереальные – философский камень, превращающий в золото любую материю, Святой Грааль, сообщавший вечную молодость.
Возникла алхимия, особая символическая наука о природных элементах, ставившая целью постижение Единого. Основы этой науки содержались в «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста, под чьим именем писали Зосима и Синезий (IV век), Олимпиодор и Стефан (VI столетие). Здесь давалось описание свойств семи металлов (золота, серебра, железа, меди, олова, свинца, ртути). Золото считалось символом Бога Отца, оно отмечалось знаком Солнца. Серебро было символом Бога Сына и обозначалось знаком Луны. Ртуть была символом Бога Святого Духа и изображалась знаком Меркурия. В попытке алхимика превратить все в золото скрывалось отнюдь не алчное устремление, но желание возвести несовершенную материю до статуса Бога. Алхимик был движим желанием трансмутировать неодухотворенную природу в одухотворенную. Отсюда – мечта о гомункулусе. При всем при том алхимия пришла к открытию многих химических элементов, свойства которых прежде не были известны, например: мышьяк, сера, сода, квасцы, кислоты и другие элементы. Раймунд Луллий (1235 – 1315) впервые получил спирт в результате перегонки вина. Вслед за этим были созданы крепкие спиртные напитки – виски, коньяк, водка (aqua vital), которые считались лекарством от чумы. Алхимики открыли селитру, на основе которой Бертольд Шварц в начале XIV столетия составил первую рецептуру пороха.
Сложилась космография, особая символическая география. Согласно Косьме Индикоплейсту (VI век), земля представлялась прямоугольником со сторонами, относящимися как 2:1, подобно Ноеву ковчегу. Над землей раскинулось небо, являющееся плащом Бога. Три известных тогда континента составляли крест, левая часть которого представляла собой Европу, где жили потомки Иафета; правая часть креста представляла собой Азию, где обитали сыновья Сима, а ствол креста образовывала Африка, населенная наследниками Хама.
Была создана христианская хронология. Точкой отсчета стало Рождество Иисуса Христа, которое вычислил Дионисий Малый в VI веке. Летоисчисление от Рождества Христова ранее всего, в VI столетии, приняли в Италии, в VII веке – в Англии, в 742 году – во Франции. На протяжении всего средневековья делались постоянные расчеты возможного конца света.

Стали создаваться первые энциклопедии. Для раннего средневековья самой авторитетной суммой знаний о мире были «Этимологии» Исидора Севильского (560 – 636). От более позднего времени самой значительной энциклопедией было сочинение Винсента де Бове (1190 – 1264) «Speculum majus». Наряду с символическими науками в средневековой цивилизации развивались и позитивные науки. В частности, в математике шагом вперед стало введение арабских цифр Гербертом Ориньякским (930 – 1003). Леонардо Фибоначчи (1180 – 1240) ввел арабскую алгебру и индийское исчисление; именно он ввел в европейскую математику цифру «0», до этого известную только в Индии. Николай Кузанский (1401 – 1464) изучал бесконечно малые величины. Томас Брадвардин (1290 – 1349) исследовал пропорции, ввел понятие мгновенной скорости и общую меру для кругового и прямолинейного движения. Он создал в Оксфорде «школу калькуляторов», из которой вышли Ричард Суиссет, Джон Дамблтон и др. Им принадлежало формулирование физических софизмов, касающихся начала и конца движения.
В области астрономии и астрологии выделялись труды Жерара из Кремоны. В 1175 году он перевел «Альмагест» Птолемея с арабского языка и на основе этого древнего трактата сделал новые астрономические вычисления. Леви бен Герсон (1288 – 1344) впервые использовал угломерную рейку, предвосхитившую появление секстанта. Джеффри Чосер (1340 – 1400) прославился не только как писатель своими «Кентерберийскими рассказами», но и как ученый-астроном, автор «Трактата об астролябии». Однако в астрономии продолжали господствовать геоцентрические представления. Первые сомнения в них высказывали Николай Орезмский (1323 – 1382) и Николай Кузанский (1401 – 1464).
В области физики имели особое значение труды Джордано Неморария (? – 1237). Он разрабатывал теорию рычага; ввел понятия веса и тяжести: вес – величина постоянная, тяжесть – переменная; он решил задачу, с которой не могла справиться античная физика, задачу о равновесии тела на наклонной плоскости. Роберт Гроссетест (1175 – 1253) изучал свет и явление рефракции. Роджер Бэкон (1214 – 1292) был одним из самых ярких естествоиспытателей – он первым создал очки, он предвосхитил появление моторных судов, автомобилей, аэропланов. Виллар д`Оннекур (? – 1250) знал различные механизмы – пружинные, кривошипные и другие устройства.

Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных изобретений средневековой цивилизации. С XII столетия в Европе стала использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент. С XIV века появились механические часы; первые башенные часы украсили Миланскую ратушу в 1335 году. В XIV веке было создано огнестрельное оружие. В 1346 году первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при Азенкуре. В XIV столетии была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу воздухом. В печь закладывались руда, уголь и некоторые добавки. В результате плавки получали чугун, содержащий 2 – 4 % углерода. Практиковалась вторая стадия плавки для получения стали, в которой содержалось менее 2 % углерода.
В середине XV века Иоганн Гуттенберг изобрел наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Это изобретение революционизировало средневековое общество: текстовая информация стала достоянием всех сословий, самых широких масс; появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации.
В XIV – XV веках произошли значительные изменения в средствах морской коммуникации, которые современные исследователи называют порой «революцией в навигации». Появились новые типы судов – нава и кокка водоизмещением 2 тысячи тонн. Появилась смешанная парусная оснастка, позволяющая плавать против ветра. Было введено рулевое управление. Создан лаг, прибор для измерения пройденного расстояния. Были усовершенствованы компас, приборы ориентирования по небесным светилам.

Художественная культура
Синтез самых разнообразных знаний представлял собой храм. В V – XI веках господствовал романский стиль, продолжавший традиции культовой архитектуры римлян. Храм имел прямоугольное основание с пропорциями 2:1, как Ноев ковчег. Храм делился на три нефа, посвященные трем ипостасям Бога. Центральный неф имел пристрой в виде полусферической апсиды. Три продольных нефа пересекались поперечным нефом – трансептом, образуя форму креста. Для романского стиля были характерны толстые стены, отсутствие окон на первом этаже, узкие бойницеобразные окна верхних этажей, арочные своды, паруса, двускатные крыши.
В XII веке утвердился готический стиль, получивший название от готов, наиболее культурного германского народа. Его отличительными признаками стали тонкие стены, стрельчатые своды, устремляющиеся ввысь, особые распорочные конструкции из контрфорсов и аркбутанов, башенки, фиалы, скульптурный декор, резные розы, чугунные переплеты окон, витражи. Контрфорсы выступали дополнительными стенами. От скатов кровли к этим подпорным стенам протягивались аркбутаны, что облегчало тяжесть кровли и позволяло возводить все более высокие храмы, отличавшиеся к тому же повышенной устойчивостью. Уже в XIV столетии был возведен Кельнский собор, достигавший 149 м, выше пирамиды Хеопса. В XV веке был построен Страсбургский собор высотой 169 м, остававшийся самой высокой постройкой вплоть до конца XIX столетия.
Храмы украшались иконами, которые создавались по строго определенным правилам. Левая стена храма предназначалась Ветхому завету, правая стена – Новому завету. Развитие иконографии привело к открытию «обратной перспективы». Иконный образ стал рассматриваться как символ, от которого верующий не внешним физическим зрением, но внутренним интеллектуальным видением восходит к сокрытым смыслам, и от них – к первообразу. Если в случае с картиной, созданной по правилам привычной нам прямой перспективы, зритель как бы входит в ее пространство, продвигаясь вглубь до той точки, где сходятся все линии зрения, как бы давая ощущение финальности всякого жизненного пути, то в случае с иконой, построенной по канонам «обратной перспективы», зритель помещает ее образ внутрь своего сознания и движется мысленным взором вслед за вызываемыми аллегориями, символами и связанными с ними эмоциональными и аффективными переживаниями вглубь своей души и духа, достигая откровения божественной истины. Поэтому икона не втягивает в себя зрителя, подобно обычной картине, но выталкивает его в мир, как бы повторяя акт творения. Поэтому икона с ее кажущимися неправильностями способна была создать недостижимую ни в античной, ни в современной живописи ситуацию: глаза Христа или Святого находили верующего в любой точке пространства.

Храмовое действо неотделимо от хорового пения. Музыкальная культура средневековья неординарна. Она была направлена на общение с Богом, призвана достичь религиозно-благоговейного состояния; поэтому средневековая музыка предельно спиритуализирована и «идеальна», она не нуждалась в обычных атрибутах светского пения – красоте вокала сольных исполнителей, блеске и изыске одеяний, изяществе музыкальных инструментов. Наслаждение чувственным очарованием осуждалось как грех и искушение дьявола. Совершенное пение должно было исполняться сердцем, но не голосом. Отсюда стало возможно открытие полифонии и антифонного пения, в которых участвовали все прихожане – и мужчины, и женщины, обладающие вокальными данными и лишенные их. Псалмопение объединяло население. Наконец, нельзя забывать о создании нотной грамоты монахом Гвидо д`Ареццо (XI век), который ввел название семи нот гаммы и предложил знаки для их записи.
Развивалась изящная словесность. Наиболее широко распространенными поэтическими циклами были своды песен о короле Артуре и рыцарях «круглого стола», поэтические предания о Святом Граале. Со времен раннего средневековья бытовал героический эпос – «Беовульф», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде» сначала в изустной форме, затем, с XII – XIII столетий, в литературной обработке.
С XII века получил развитие рыцарский стихотворный роман, в сочинении которых прославились Гильом Оранжский, Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Кретьен де Труа и др. Получили широкую известность герои этих романов – Ланселот и Персеваль, в честь которых охотно называли новорожденных. Зарождалась индивидуалистическая лирика трубадуров, труверов, миннезингеров и других странствующих менестрелей. С XIII столетия стала очевидной городская литература, восходившая к изустным коротким рассказам юмористического содержания – это новеллы, фацетии, шванки и другие литературные произведения.

Похожие публикации